В феврале правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях страны.
Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах в июле 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов. Проходивший в 21 регионе России в течение двух лет эксперимент был признан удачным, и новый курс введен по всей стране.
На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть "модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками", и основы светской этики.
По данным министерства образования и науки РФ, "Основы светской этики" выбрали 47% учащихся, "Основы православной культуры", - 28,7%, "Основы мировых религиозных культур" - 20,3%, "Основы исламской культуры" - 5,6%, "Основы буддистской культуры", - 1,2%, "Основы иудейской культуры" - 0,1%.
Ранее директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко отмечала, что дальнейшая судьба курса будет известна после того, как будут подведены итоги преподавания в четвертом классе. По ее словам, вполне возможно, что этот курс будет включен в рамки предмета "Мировые художественные культуры" или других предметов, а может будет отдельным.
Преподавание в школах основ религиозных культур и светской этики, как показал двухлетний эксперимент по апробации предметов в ряде регионов России, будет не разделять, а, наоборот, сплачивать школу, семью и общество, считает заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов.
Он полагает, что преподавать основы той или иной религиозной культуры российским школьникам должен ее носитель, а подготовленные к наступающему учебному году универсальные учителя - временная мера. По оценкам эксперта, также существует проблема преподавания одним учителем разных модулей. В новом учебном году подготовка учителей, по информации Демидова, будет продолжаться по всей стране уже по тем предметам, которые они будут преподавать в школах, и курсы предполагаются более длительные, например по 144 часа. Оптимальной же, по мнению эксперта, является подготовка учителя не менее 400 часов.
Что касается учебников, то в Русской православной церкви убеждены: "Использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях". Уже прошли апробацию в рамках эксперимента по преподаванию основ религиозных культур в ряде российских регионов учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства "Просвещение") и новый учебник издательства "Дрофа", на котором будет стоять церковный гриф.
То, что новый школьный курс станет объединяющим началом для подрастающего поколения и всего российского общества, считают и представители Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.
По словам первого зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Москвы Альбира Крганова, к новому курсу больших нареканий нет, а положительный эффект есть серьезный - дети, обучаясь основам религиозных культур, волей-неволей вовлекают в этот процесс и родителей, представителей старшего поколения, которые могут иметь об этих вещах довольно смутное представление.
Вместе с тем, говоря о ситуации в школах, муфтии обращают внимание и на проблемы. Прежде всего, это необходимость совершенствования учебной базы и профессиональной подготовки учителей. В частности, по словам Крганова, необходимо подготовить один общий учебник и исключить ситуацию, когда в разных регионах дети готовятся по разным пособиям.
Кроме того, по его мнению, вместе с учебниками школьникам нужно обязательно выдавать наглядный материал, иллюстрированные тетради, поскольку совсем юным ученикам именно такая форма восприятия информации больше всего подходит.
Мусульманские духовные лидеры надеются и на более активное участие Минобрнауки РФ в подготовке квалифицированных кадров для преподавания основ исламской и других религиозных культур, поскольку, по их оценкам, не все учителя еще имеют необходимый багаж знаний в этой сфере. Со своей стороны, муфтии готовы оказывать содействие в усовершенствовании школьной программы по основам ислама, чтобы "эта дисциплина действительно стала фактором взаимопонимания школьников и взаимного сближения на данном этапе".