"Конечно, если налицо беременность невесты, то такой закон можно рассматривать как благо", - сказал в интервью "Интерфаксу" заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин.
Одновременно он выразил сомнение в том, что следует поощрять такие ранние браки, потому что "зачастую люди, даже в более зрелом возрасте, духовно и морально не очень готовы нести ответственность за свою семью. А в 14 лет они совсем не приспособлены к этому".
Священник также отметил, что разрешение государства на ранний брак может привести к "узаконенной сексуальной эксплуатации подростков людьми более зрелого возраста". "Серьезное значение имеет возраст другой стороны, поскольку часто бывает, что люди используют преимущество своего опыта для того, чтобы поставить в зависимое положение другого человека, поэтому законодателям необходимо проявить осторожность", - отметил протоиерей Всеволод Чаплин.
В свою очередь, другой представитель Московского Патриархата, один из разработчиков социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) священник Николай Балашов заявил "Интерфаксу", что "вступление в брак в раннем возрасте должно оставаться, скорее, исключением. Это не должно превращаться в рутинную процедуру, чтобы избежать злоупотреблений подобного рода".
Считая, что "в обычных случаях вступать в брак в 14 лет рановато", Николай Балашов, вместе с тем, приветствовал разрешение регистрировать браки 14-летних. В этой связи он сказал, что в своей пастырской практике не раз видел, как на совсем молодых девушек учителя и родители оказывали сильнейшее давление, заставляя их сделать аборт.
"Это, безусловно, грех в нравственном отношении, который одновременно причиняет большой ущерб здоровью", - сказал священник, напомнив, что аборты вообще и, особенно, ранние, увеличивают вероятность женских заболеваний в три раза.
"Будем надеяться, что новый закон позволит сохранить жизнь зачатому плоду и даст возможность ранним детям рождаться в условиях семьи, чтобы у них были и мама, и папа", - сказал представитель РПЦ.
Он негативно отозвался о современном обычае, особенно в западных странах, рожать детей в позднем возрасте, с чем, по его мнению, связана все растущая популярность вспомогательных репродуктивных технологий. "Заложенный в нас Творцом оптимальный возраст деторождения оказался далеко позади, и женщины, дотянув до последнего, идут на невероятные ухищрения перед самой природой, чтобы стать мамами", - подчеркнул Николай Балашов.
Верховный муфтий России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин признался, что к новому закону относится спокойно, так как нормы шариата позволяют вступать в брак по достижении половой зрелости.
"К тому же, в южных регионах созревание происходит быстрее, там 10-12 лет - как у нас 16-18", - заявил муфтий.
Кроме того, добавил Таджуддин, "реальность такова, что сегодня, особенно на Кавказе, в брак вступают раньше, чем допускает закон, бывают случаи, что замуж выходят даже 10-летние девочки, и новое законодательство позволит защитить интересы матери и ребенка".
Со своей стороны, главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар обратил внимание на то, что "все это очень индивидуально, зависит от менталитета, географического расположения и других факторов". "Но если гипотетически предположить, что родители не против, а дети морально и физически готовы к браку, то почему бы и нет?" - сказал он в интервью агентству.
Между тем, другой представитель иудейского духовенства России - главный раввин Адольф Шаевич (КЕРООР) высказался категорически против законодательного разрешения ранних браков.
В интервью "Интерфаксу" он отметил, что, хотя во времена царя Соломона девочки считались зрелыми уже в 12 лет, а юноши - в 13, "сегодня физическое развитие подростков намного опережает умственное".
"Если восьмиклассники будут жениться, им придется или бросать школу, или садиться на шею родителям, поэтому брачный порог нужно устанавливать, исходя не из физического, а из умственного развития. У тех, кто создает семью, должны быть почва под ногами и жизненный опыт", отметил раввин. "Нужно, чтобы наши дети работали не только нижней частью тела, но и верхней", - добавил он.
На взгляд А. Шаевича, разрешение вступать в ранние браки при особых обстоятельствах "будет только способствовать тому, что количество таких обстоятельств увеличится во много раз".
"Я не думаю, что это такое распространенное явление. По-моему, нашей Госдуме больше нечем заняться", - сказал в заключение Адольф Шаевич.