И.О. главы ДУМ Татарстана Илдус Файзов призвал провести дополнительную экспертизу исламских книг, которые требуют признать экстремистской литературой
tatar-inform.ru
В Духовном управлении мусульман Татарстана (ДУМТ) призвали провести дополнительную экспертизу исламских книг, которые требуют признать экстремистской литературой.

"Использование богословского наследия мусульманских народов нашей страны является действенным средством противостояния проявлениям экстремизма. Просим вас учесть мнение Духовного управления мусульман, провести дополнительные исследования", - говорится в заявлении и. о. главы ДУМ республики Илдуса Файзова, направленном в Гайскую межрайонную прокуратуру Оренбургской области, сообщает "Интерфакс".

Ранее гайский межрайонный прокурор Сергей Челышев направил в суд заявление с требованием отнести к числу экстремистских произведений книгу "В молитве спасение" главы Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина и ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, книгу "Намаз через призму размышлений" зампреда Духовного управления мусульман европейской части России Мустафы Кютюкчу, а также "40 хадисов" Пророка Мухаммеда, книгу "Сады праведных" имама ан-Навави, брошюру "Хэтем хужа" вэ "Дога и хэтем" хэм Рих Эхмэр догасы" и сочинение татарского богослова XVIII Абд ар-Рахима Утыз-Имяни "Жемчужина разъяснений".

Ответственным за выпуск двух последних трудов был член президиума ДУМТ Валиулла Якупов, сказано в заявлении Файзова, переданном во вторник порталу "Интерфакс-Религия". Согласно религиоведческому заключению Российского исламского университета, брошюра "Хэтем хужа" вэ "Дога и хэтем" хэм Рих Эхмэр догасы" издана на татарском языке с фрагментами на арабском языке и представляет собой сборник трех мусульманских молитв суфийского происхождения.

Как отметил Файзов, автор другой брошюры, Имяни, относился к числу "неординарно мыслящих татарских богословов XVIII-XIX веков". "Он проповедовал аскетичный образ жизни, выступал против любых проявлений роскоши среди мусульман. Автор резко критикует т. н. религиозные нововведения среди татар-мусульман, причем призывает отказаться от них даже в обычаях, что можно считать крайностью в воззрениях. Необходимо отметить, что именно эти акценты отмечены переводчиком в предисловии и заключении", - сказано в заявлении.

Автор документа высказал "глубокие сомнения" в объективности проведенной по данным брошюрам экспертизы и в обоснованности требований о признании данных материалов экстремистскими.

"Издание и ознакомление в историческом контексте с религиозными работами дореволюционных татарских деятелей, каким и является Утыз Имяни, является неотъемлемой составной частью работы по изучению и исследованию творческого наследия наших предков, что необходимо для бережного восстановления религиозных традиций татар-мусульман, прерванных в годы СССР", - сказал Файзов.