Как уже сообщалось, в письме, опубликованном в интернете под заглавием "Пора пресечь беззаконие", епископ Диомид утверждает, что в Русской православной церкви (РПЦ) "существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения".
Также в нем говорится, что проведение межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам "большой восьмерки" "является признанием их власти". "Большая восьмерка" является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, то есть антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно", - пишет Диомид. Он не считает, что у православных один "Всевышний" с иудеями, мусульманами, и прочими религиями и учениями.
Официальную оценку обращению епископа Анадырского и Чукотского Диомида с призывом к архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам "покаяться" в ряде действий Церкви, даст Священный Синод, считают в Московской Патриархии. В то же время в РПЦ не считают письмо свидетельством раскола в церкви.
"Неожиданное появление письма епископа Диомида убеждает нас в том, что это не столько епископ Диомид изобличает, а главную роль здесь сыграла некая группа людей, которая еще находится в тени. Но они будут найдены и обвинены в провокации", - сказал митрополит на пресс-конференции, прошедшей сегодня в Москве, сообщает РИА "Новости".
По его словам, неслучайно, что это письмо появилось в преддверии подписания Акта о каноническом общении. Как считает митрополит Кирилл, "в этом письме, как в зеркале, отражаются протестные настроения небольшой, крайне радикальной группы" в РПЦЗ.
"Все это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения и помешать восстановлению церковного единства", - убежден митрополит.
И, по его мнению, в этой истории важно не столько само письмо епископа Диомида, сколько "та шумиха, которая была вокруг него поднята".
Касаясь содержания обвинений в адрес РПЦ, выдвинутых Диомидом, митрополит Кирилл напомнил, что тема целесообразности и полезности межрелигиозных контактов обсуждалась в рамках двустороннего диалога с РПЦЗ в период подготовки Акта о каноническом общении. "И были достигнуты недвусмысленные соглашения о том, что допускаются в отношениях между конфессиями, а что не допускаются с точки зрения православной экклезиологии и православного богословия", - подчеркнул представитель Московского Патриархата.
Полемика по этому вопросу, добавил он, "конечно, существует". "И мы приветствовали бы широкую дискуссию на эту тему в рамках РПЦ", - сказал митрополит Кирилл.
В Кельне 24-26 октября 2006 года был сформулирован "Акт о каноническом общении", по которому РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви". Она "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской православной церкви". Вместе с тем, "вышестоящей инстанцией церковной власти" для РПЦЗ становятся "Поместный и Архиерейский Собор Русской православной церкви".
Глава Зарубежной Церкви избирается ее Архиерейским Собором, но утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.
Когда акт будет подписан, духовенство и миряне Зарубежной Церкви и Московского патриархата смогут вместе совершать причастие и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие смогут посещать храмы друг друга. Кроме того, восстановление единства Русской Церкви станет символом окончания Гражданской войны, разделившей русский народ в начале прошлого столетия.
Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в 20-е годы XX века вследствие революции и установления в России Советской власти, преследующей религию.