Лютеранская вера в России всегда была верой меньшинства. Но это меньшинство было таким многочисленным, сознательным и благополучным, что оно смогло однажды превратить свой московской собор — храм Петра и Павла - в настоящий памятник архитектуры: неоготическое здание с декорированной колокольней и часами. Случилось это сто лет назад, когда приход насчитывал 17 тыс. членов - главным образом русских немцев, пишет сегодня немецкая "Berliner Zeitung".
В минувшее воскресенье собор был снова освящен. На торжество прислал своего представителя даже российский президент. Собравшиеся отпраздновали завершение восстановительных работ и в полный голос пели на русском старую немецкую песню, которую всегда поют на Адвент (от латинского adventus - приход, в западных Церквах период, предшествующий Рождеству. - Прим. ред.): "Врата раскройте, пробил час". У московских лютеран есть основание радоваться: они снова обрели достойный центр, пусть пока и без шпиля. Столица спасла один из значительных памятников архитектуры. Колокольню и часовню собора построил знаменитый архитектор эпохи модерна Федор Шехтель (по-немецки - Franz Albert Schechtel), знакомый москвичам по удивительному зданию Ярославского вокзала, словно возникшему из сказки. Само здание собора воздвигал Виктор Колосов, принимавший участие в строительстве огромного храма Христа Спасителя.
Собор для 330 прихожан
При всей торжественности происходящего у наблюдателей мог возникнуть тревожный вопрос: как наполнить верующими этот прекрасный храм? По словам пастора Готтфрида Шпита, приход общины сократился до 330 зарегистрированых членов, к которым можно прибавить примерно такое же число потенциальных гостей.
Лютеранская церковь в России как никакая другая конфессия пострадала в годы сталинизма, считает газета. У нее не просто забирали здания, у нее отняли самое главное - верующих: сначала в годы сталинской депортации, затем в период, когда русские немцы возвращались на историческую родину, взяв с собой особые формы богослужения. Теперь в московский приход должны влиться люди, лишенные каких бы то ни было русско-немецких корней.
Смерть и воскресение
В 1937 году храм был закрыт, пастор и члены церковного совета принесли себя в жертву сталинизму. В помещении церкви сначала располагалась студия "Диафильм", ленты которой призваны были воспитывать советскую молодежь.
Помещение церкви было разделено. Шпиль сняли. Когда в 1990-е годы храм снова передали вновь зарегистрированной общине, в демонстрационном зале на верхнем этаже начали совершать богослужения. Известный деятель Церкви Владимир Пудов, приложивший немало усилий для возникновения нового прихода, создал, по словам автора публикации, некую новую лютеранскую Церковь для России.
Как рассказал пастор Шпит, в Сибири по инициативе Всеволода Лыткина организовалось даже новое религиозное направление, объединяющее православие и лютеранство.
В постсоветском пространстве без понимания встречают такие нововведения западных государственных Церквей, как женское священство или (как, например, в Швеции) венчание гомосексуальных пар. Нам в тягость либеральный имидж, ведь по сути мы вовсе не либералы, отмечает пастор Шпит. У "конкурирующих" Церквей подобных проблем нет. Еще меньше их у баптистов и пятидесятников, которые в России являются весьма активными миссионерами и значительно выросли числом. Зато у лютеран есть и преимущества: они признаны российским государством и православной Церковью. Лютеранской церкви не боятся, пишет газета.