Не совсем, правда, повезло жителям американского Бостона. Елка стоять там будет, однако городские власти объявили, что отныне она будет именоваться не рождественской, просто "праздничной". Это уже не первый случай ограничения прав верующих западных стран по соображениям так называемой политкорректности. Российские религиозные деятели отмечают, что страдают от нее там не только христиане. В России тоже фиксируются попытки давления политкорректоров на религиозную жизнь, пишет сегодня газета "Известия".
Традиция устанавливать рождественскую ель в Бостоне существует почти 100 лет. Но в этом году власти решили, что выставление на показ религиозного символа нарушает права нехристиан. Изгнание религиозных символов стало одним из принципов политкорректности, и переименование елки - далеко не первая акция. В 2003 году администрация Университета Индианы приняла решение убрать из здания рождественскую ель, поскольку установка религиозных символов в общественном месте является неприемлемой. Аналогичные случаи были в штатах Айова и Мичиган, где власти решили, что публичное празднование Рождества нарушает Конституцию. А в штате Канзас в школу не был допущен Санта-Клаус.
Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин сообщил "Известиям", что от подобных абсурдных решений страдают не только христиане, но и иудеи. По его словам, периодически по решению судов запрещается праздновать Хануку, а этот праздник традиционно носит публичный характер. По мнению Горина, так называемая политическая корректность вытесняет европейскую толерантность и пытается сделать всех людей одинаковыми, вместо того чтобы учить терпимости.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в России недавно объявились граждане, предъявляющие претензии к гимну страны, в котором, по их мнению, "слишком много Бога". "Есть и у нас те, кто считает, что на Соборной площади много соборов и куполов", - отметил представитель ОВЦС МП. По его мнению, тем, кто считает тенденции современной политкорректности нормой, можно только посочувствовать: "Если так дальше пойдет, то американцам придется уничтожить и все доллары, поскольку там есть фраза о вере в Бога".
Исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев в качестве абсурдного примера следования нормам политкорректности называет требования изгнать из программы "Спокойной ночи, малыши!" Хрюшу, якобы оскорблявшего чувства мусульман. Эта попытка кончилась неудачей, но, по словам Силантьева, в Татарстане с православных храмов пришлось убирать "якорные" кресты: "Это кресты, в основании которых кому-то мерещился полумесяц. На самом деле якорный крест - символ более древний, чем ислам. Этот крест символизирует, что вера - якорь христианина, а вовсе не превосходство христианства над исламом". Силантьев говорит, что в Татарстане не разрешили установить памятник Петру I, якобы нелицеприятно отзывавшемуся о мусульманах, а в Набережных Челнах запретили строительство церкви на проспекте Сююм Бике - посчитали неприличным существование православного храма на улице, названной в честь героини, якобы павшей от рук русских захватчиков.
Радик Амиров - пресс-секретарь председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина, заявил, что мусульмане от политкорректности не страдают: "Наши праздники мы отмечаем в храмах, они не носят публичного характера". Зато, по мнению Амирова, России политкорректности не хватает - празднование юбилеев Куликовской битвы сопровождается крестными ходами, хотя татары были и в той, и в другой армии. Амиров отмечает, что для празднования 23 февраля приглашаются православные священники, хотя во время Великой Отечественной войны татары занимали третье по численности место среди офицеров Советской Армии.
Между тем правозащитник Евгений Ихлов, комментируя ситуацию, говорит, что происходящее в США нельзя считать нарушением прав верующих: "Это выглядит немного смешно, но вот в России 50% населения православными себя не считают, а праздник отмечать обязаны. Мне американский перегиб нравится больше, чем российский", - цитирует мнение правозащитника газета.