"И хотя на протяжении человеческой истории отношения между религией и наукой складывались очень по-разному, у религиозного и научного способа постижения мира нет противоречий друг к другу в том плане, в котором не противоречат друг другу наука и искусство, религия и искусство. Можно сказать, что наука, религия и искусство - это разные способы постижения мира и человека, познания мира человеком. У каждого из них свой инструментарий, свои методы познания. Они отвечают на свои вопросы", - приводит ТАСС слова патриарха.
Наука, по его мнению, отвечает на вопросы "как и почему", а религия - "для чего". В центре религиозного познания, по словам патриарха, "проблема смысла жизни и отношения к смерти". "Наивно прочитывать книгу Бытия (первая книга Ветхого Завета) как учебник по антропогенезу (версии происхождения человека). Но равно контрпродуктивно искать в учебниках по биологии или физике ответ на вопрос о смысле жизни", - отметил патриарх.
"Наука и религия, безусловно, дополняют друг друга в общей картине наших знаний о мире, делают ее более объемной и яркой. Только эта целая картина не вписывается полностью ни в научные рамки, ни в рамки собственных религиозных представлений. Иными словами, это взаимодополнение происходит не на поле науки, то есть религиозные аргументы здесь не работают, хотя многим научным открытиям мы обязаны религиозной интуиции ученых, и не на поле религии. Наука не служит тому, чтобы прямо подтверждать религиозные истины, хотя и такое случается", - сказал патриарх и добавил, что "наука отвечает на свои вопросы, а религия на свои".
В свою очередь, научный руководитель Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров) академик Радий Илькаев отметил, что российские разработчики ядерного оружия, решая сложные задачи по его совершенствованию, должны одновременно соответствовать высоким нравственным нормам, и в этом ученым поможет взаимодействие с представителями РПЦ.
Выступая на встрече, Илькаев отметил, что РПЦ поддержала работников российского ядерного оружейного комплекса в середине 1990-х годов. "Тогда в средствах массовой информации культивировалось крайне негативное отношение к оборонной теме, особенно к ядерному оружию, ко всем специалистам, работавшим в этом направлении. Везде появлялись статьи о том, что у нас нет врагов, что нам никто не угрожает, поэтому оно нам не нужно", - сказал ученый.
"И Русская православная церковь провела слушания на тему "Ядерное вооружение и национальная безопасность". Были выпущены очень серьезные документы, которые постепенно стали государственной политикой, которую поддержало общество", - добавил Илькаев.
Он отметил, что в настоящее время, в условиях запрета на ядерные испытания, вопросы эффективности и безопасности ядерного оружия решаются на основе новых методов исследований и математических моделей. По словам Илькаева, по трудности эти задачи сравнимы с теми, которые приходилось решать ученым в начале советского атомного проекта, когда не было достаточных экспериментальных данных и многое решали расчетные методы.
"И, конечно, для решения таких задач, с таким грозным оружием, нам нужна высокая нравственная планка. Без этого продвижение в оборонных, ядерных делах невозможно. Поэтому здесь мы очень рассчитываем на Русскую православную церковь, на совместную работу представителей духовенства с учеными. И я надеюсь, что впереди у нас будет много новых совместных дел и новых побед", - сказал Илькаев.