Отвечая на вопросы корреспондента издания, глава ОВЦС МП рассказал, в частности,
о своем отношении к демократии,
о религиозности президента Путина,
о церковном расколе на Украине
о том, приедет ли в Россию Папа Римский,
о возрождении нации и о других проблемах религиозно-общественной жизни.
Ниже приведены выдержки из интервью:
- Как вы относитесь к демократии?
- Для меня демократия - это в первую очередь гармонизация интересов. Все остальное вторично. Я не признаю взгляда на Россию сверху вниз, как это иногда позволяют себе на Западе. Если главное содержание демократии - гармонизация интересов, каждая страна должна идти к демократии, сообразуясь со своими особенностями. А нам говорят: нет, вам не надо учитывать свои особенности, вы должны просто воспроизвести у себя модель - желательно Соединенных Штатов Америки. Мы говорим: но ведь у нас разные история, культура, традиции. Нет, отвечают нам, вы должны строго соблюдать единые параметры. А если не соблюдаете, то вас за это надо долбать.
Но ведь так быть не должно! Поэтому люди и отторгают такую демократию. Спросите у среднего россиянина, как он относится к демократии. Он скажет: плохо. Потому что у нас демократия зачастую ассоциируется с неким идеологическим вторжением Запада. А на самом-то деле демократическая идея замечательная - люди призваны взаимодействовать и сочетать свои традиции. Тогда демократия тоже получает нравственное измерение.
- Связано ли активное возрождение православия в России с религиозностью Путина, который посещает храмы, часто встречается с Патриархом?
Может быть, для кого-то, кто пришел в Церковь, примером стал президент. И слава Богу. Президент всегда внешне очень сдержанно и тактично проявляет свою религиозность. Поэтому, я думаю, факт его личной религиозности играет определенную роль, но не является решающим для России.
- А часто ли вы сами ходите в Кремль, в администрацию президента?
- У меня не слишком много времени, чтобы общаться просто так, без дела. Но по делам, конечно, иногда прихожу. Обсуждаем вопросы церковно-государственных отношений. Но это бывает не так часто, как вы думаете.
- Сейчас много споров о том, нужно ли Церкви идти в армию, школу...
- Я думаю, что во многом эти споры не очень добропорядочны. Принятые Россией законы уже предполагают, что каждый гражданин имеет право на религиозное образование в школе. Практически во всех школах Запада тоже преподаются основы религии. Наши оппоненты возражают: Россия - многонациональное, многорелигиозное государство, а как же мусульмане, а как же неверующие? Но это придуманные "страшилки". Речь не идет о том, чтобы Основы православной культуры навязывались всем подряд и без вариантов. Это должен быть предмет по выбору. Должна быть и альтернатива. Если в классе есть мусульмане, для них могут вестись Основы исламской культуры. Другой разговор, если в классе 98% православных, 1 мусульманин и 1 атеист, то я не думаю, что для преподавания этим единицам нужно за счет государства приглашать отдельных учителей.
Ссылки на нашу многоукладность нельзя использовать для того, чтобы запретить абсолютному большинству народа изучать основы своей религиозной культуры.
То же в армии. Мы провели в Калининграде военные сборы духовенства, которое работает в Российской армии пока еще не на постоянной основе. И пригласили на эти сборы представителей ислама, иудаизма, буддизма. Православный военнослужащий имеет право попросить, чтобы с ним общался православный священнослужитель, а другие верующие имеют такое же право со своими священнослужителями.
- Не представляет ли угрозу православию приток в Россию мигрантов-мусульман?
- Здесь важно, что за люди приезжают к нам и с какими намерениями. Если у нас будут появляться ваххабиты, которые силой оружия станут насаждать свои убеждения, это опасно. Если же у нас будет процветать умеренный российский ислам, с которым мы живем бок о бок тысячу лет без всяких конфликтов, никакой опасности я в этом не вижу. Наоборот, наша страна может стать примером для тех государств, где льется кровь в братоубийственных конфликтах. В России никогда не было религиозных войн. Это дорогого стоит.
- Что вы думаете о церковном расколе на Украине?
- Если украинские власти будут продолжать использовать политику, чтобы поддерживать раскольников и бороться с канонической Православной церковью, это будет беда для Украины. Это приведет только к большему расколу украинского народа.
- Но раскол уже есть, и вряд ли его можно в одночасье преодолеть...
- Поскольку раскол был организован политическими, а не церковными силами, то как он был совершен в одночасье, так он может в одночасье и прекратиться. Без политической поддержки никакого раскола на Украине не будет.
О Папе Римском и Католической церкви
- Когда в Россию приедет Папа Римский?
- Когда это будет целесообразно с точки зрения логики развития двухсторонних отношений. Обе наши Церкви ясно понимают, что многие проблемы в одиночку мы решить не сможем. В частности, важную проблему сохранения религиозных ценностей. С одной стороны, мы видим рост религиозности в России и во многих других странах. С другой - наблюдаем политику вытеснения религии из общественной жизни, стремление представить религию исключительно как явление из сферы частной жизни. Это абсолютно неправильно по сути. Потому что верующий человек не может быть верующим дома и неверующим на работе. Он не может признавать важность заповедей Божиих в общении с женой и с детьми, но отрицать их, когда садится в кресло президента компании или главного бухгалтера. Люди говорят: я хочу быть христианином везде - и дома, и на работе, и в отношениях с властями, с природой.
У Католической церкви, как и у Православной, высокий уровень согласия по этим вопросам. После избрания Папы Бенедикта XVI наш диалог стал более интенсивным. И поэтому у меня намного более положительное отношение к уровню православно-католических отношений, чем это было раньше. Будем их развивать, смотреть, что это реально принесет нашим церквам. Ну а потом уже решим, когда, где и как должны встретиться предстоятели наших Церквей.
- Вам не кажется, что Католическая церковь гораздо больше пропагандирует себя? А Православная, говоря современным языком, мало себя "пиарит"?
- Спасибо вам за эти слова. Потому что недавно я выслушал прямо противоположное мнение - утверждалось, что Православная церковь якобы чересчур себя "пиарит". Это было в начале июля, когда мы собрали в Москве предстоятелей всех мировых религий из разных стран.
- Есть ли в Церкви какая-то статистика, которая свидетельствует о религиозном возрождении нации?
- Это заметно даже чисто визуально. Я вспоминаю, как выглядел храм в Пасхальную ночь лет 15 назад и как он выглядит сейчас. Тогда это была подвыпившая молодежь, которая приходила поразвлечься, пошуметь, покуражиться. А теперь это весь наш народ, мужчины и женщины, молодого и среднего возраста. Часто можно увидеть совершенно трогательные сцены, когда родители держат маленького ребенка на руках в течение 3 - 4 часов, пока идет служба.
У меня в Смоленске в гостях был один известный швейцарский юрист с женой. Они попросили, чтобы я привел их в храм на Пасху. За богослужением я посматривал на них и понимал, что им трудно будет выстоять до конца. Он стоял смертельно бледный, вцепившись в поручни ограды, она тоже была близка к потере сознания. Рядом были стулья, они могли сесть. Но не сели. После службы я спросил, почему они не дали себе отдохнуть. "Мы так устали, - говорят они, - как никогда в жизни. Хотели сесть, но когда увидели ребят из православного детского сада, которые в свои пять-шесть лет стояли всю службу, то не могли себе позволить присесть".
Я не люблю оперировать цифрами, процентами, но все-таки значительно более 60 процентов людей в России заявляют о том, что они православные. Мне часто приходилось тестировать в Москве большие аудитории людей, перед которыми я выступал, состоящие из светских людей. Я просил поднять руки тех, кто считает себя православным. Поднимали процентов 95.