russos.livejournal.com
Эпопея с планами столичных властей очистить от незаконно возведенных дач и коттеджей парк "Москворецкий", расположенный в районе Крылатской поймы, принимает все более анекдотичный характер. Мэрия, прокуратура и "Росприроднадзор" еще несколько лет назад начали решительную "войну" с обитателями садоводческих товариществ "Речник" и "Огородник", превратившихся в элитные коттеджные поселки, обвинив их в самовольном захвате земель в природоохранной зоне. "Дачники", однако, чиновников не испугались и покидать свои владения не стали даже под угрозой открытия шлюзов на Москве-реке. Тогда чиновники решили действовать через суд и с начала этого года выиграли ряд процессов по принудительному сносу объектов в "Речнике". Однако и после этого ничего не изменилось.

Как удалось выяснить "Времени новостей", часть исполнительных листов о сносе незаконных дач загадочным образом просто затерялась по пути из суда в службу судебных приставов, которым надлежит исполнять решения. Те же два исполнительных листа, которые до приставов все же дошли, поставили перед ними, по их собственному признанию, неразрешимую задачу. В одном случае приставы не смогли найти владельца дачи, которому надо вручить исполнительный лист, а в другом - не смогли найти вообще участок, который по решению суда надлежит вернуть государству.

Таким образом, получилось, что "Речник" вновь благополучно выстоял, и ему можно не особо беспокоиться по поводу рассматривающихся в суде более чем десятка других исков по сносу дач. Вероятнее всего, прокуратура и эти процессы выиграет. Но получается, что смысла в них, по крайней мере пока, немного - все равно решения суда не исполняются.

Садовое товарищество "Речник" было создано в 1956 году руководством канала им. Москвы, которое разрешило временно использовать прибрежную зону вдоль Москвы-реки, в непосредственной близости от Карамышевской плотины, для организации коллективного сада. Делить землю на участки тогда не разрешили. Год спустя садоводам позволили поставить щитовые садовые домики ?для хранения инвентаря и защиты от непогоды?. Временный характер разрешения тогда объяснялся планами по расширению русла Москвы-реки. Впоследствии, впрочем, об этом проекте забыли, так же как и про самих дачников. Садовое товарищество находилось по тем временам не в самом удобном месте, и на землю его никто не зарился. Сами же обитатели "Речника" тем временем благополучно освоили свои участки, построив на них дома.

Первый раз власти обнаружили "непорядок", решив снести незаконные дачные поселки, в мае 1980 года, перед Олимпиадой. Мосгорсовет обязал Кунцевский райсовет полностью освободить участок "Речника", который оказался в непосредственной близости от объектов особой важности - Гребного канала и велотрека. Но решение в силу разных причин так и не исполнили.

Три года спустя Главмосинжстрой вознамерился построить на месте "Речника" водоохранную полосу. Кунцевский исполком снова обязал дачников освободить территорию. Уже тогда в официальных бумагах дачные домики именовались "самовольно возведенными летними строениями". Главмосинжстрой даже получил право сносить эти объекты. Но опять что-то "не сложилось".

В 1998 году постановлением правительства Москвы была создана особо охраняемая природная территория - парк "Москворецкий". Кроме "Речника" в его пределах оказалось еще и расположенное неподалеку садовое товарищество "Огородник" (возникшее примерно так же, как и "Речник"). В 2005 году, после того как специальным положением был регламентирован режим особой охраны парка, у дачников начались проблемы. Замглавы "Росприроднадзора" Олег Митволь попытался убрать незаконные постройки, пригрозив даже открыть шлюзы, чтобы просто все смыть в реку.

Как теперь становится ясно, и судебная борьба пока не складывается. Чтобы привлечь нарушителя в качестве ответчика, нужно знать, кому принадлежит дом. Однако выяснить, чьи коттеджи, в которые за последние годы превратились "летние дачные домики", скрываются за высокими заборами, оказалось непросто. В руководстве садового товарищества об этом не знают, по крайней мере, там так говорят. А охрана особняков, зачастую вооруженная, не особо разговорчива. "Хозяина нет" - самый вежливый ответ, который от нее обычно можно услышать.

В результате получилось, что городские власти, по сути, оказались бессильны перед обитателями шикарных домов. Дошло до того, что одно упоминание "Речника" и "Огородника" теперь вызывает у чиновников стресс. Так, в управе района Кунцево, куда за комментариями позвонил корреспондент "Времени новостей", первый же вопрос на эту тему заставил сорваться на крик Алексея Николаенко - начальника отдела, отвечающего за экологию и строительство.

Впрочем, в правоохранительных органах всем этим коллизиям не удивились, отметив, что это особая зона на карте Москвы. По словам сотрудников спецслужб, поселок и сделки с землей в нем контролируют "чеченская" и "дагестанская" группировки, об этом не раз в СМИ заявляли депутаты и чиновники. Купить землю в "Речнике" официально нельзя, ее можно только передать родственникам. А в середине 90-х годов у большинства прежних владельцев дач на берегу Москвы-реки вдруг появились некие "племянники" весьма характерного вида. Они-то, по данным правоохранительных органов, и выстроили на месте дач многоэтажные коттеджи, корты и бассейны. В результате новыми обитателями "Речника" вместе прежних садоводов-огородников стала весьма респектабельная публика. По словам замглавы "Росприроднадзора" Олега Митволя, среди них якобы есть руководители крупных металлургических и строительных компаний, депутаты и даже то ли один, то ли сразу несколько губернаторов.