Юридическая коллизия возникла в Белгороде, на улице Есенина, дом 16, в квартире гражданина Т. У него в стене на внешней стороне дома возникла трещина. Гражданин обратился в жилищную инспекцию. Чиновники выдали управляющей компании предписание - получать заключение о причине появления трещины и способах ее устранения. Подразумевалось, что браться за мастерок придется самим строителям, причем за свой счет.
- Мошенничество управляющих при оплате услуг ЖКХ грозит России техногенной катастрофой уже этой зимой
Однако управдомы обжаловали это решение в суде и даже нашли понимание у людей в мантиях, занимавшихся их делом. Все арбитражные инстанции, которые прошел житель аварийного дома, признали предписание чиновников недействительным, а значит, трещина оставалась проблемой жильцов. Только Высший арбитражный суд решил дать делу обратный ход.
Аргументы управдома, с которыми соглашались нижестоящие инстанции, были таковы. Мол, строительная компания должна осуществлять те услуги по дому, которые предусмотрены правилами содержания общего имущества в многоквартирном здании, а также договором с собственниками помещений. В данном же случае экспертиза не предусмотрена ни в правилах, ни в договоре, так что строители умывали руки.
По мнению суда первой инстанции, для внесения подобных работ в договор требовалось решение общего собрания собственников помещений в доме. А его можно принять только на собрании, куда пришли бы две трети владельцев квартир, не меньше. Получалось, пока общее собрание домовладельцев нужным количеством голосов не проголосует за необходимость какой-либо услуги, управляющая компания ее оказывать не обязана.
Однако Высший арбитражный суд посчитал такой подход формальным. Первое, что отметили эксперты высшей инстанции, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Как полагают судьи высшего арбитража, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома и должны проводиться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.