Проигнорировав заявления профильных чиновников о невозможности введения налога на недвижимость в ближайшие годы, Путин поручил поддержать региональные бюджеты за счет "более высоких налогов с тех, кто является собственниками огромных квартир, дорогостоящих особняков и больших участков земли".
При этом глава правительства потребовал уже в 2010 году подготовить условия для введения нового налога на недвижимость. Эксперты считают, что это невозможно и инициатива премьера напоминает попытку произвести популистский эффект.
Сроки введения этого налога ежегодно отодвигаются, напоминает газета. По расчетам Минфина, налог на недвижимость может заработать не ранее 2014 года, если до этого не будет окончательно утрачена его фискальная суть, постепенно подмененная сегодня концепцией "социально ориентированного налогообложения".
В заявлении премьера обращает на себя внимание даже не столько удивительно близкий срок введения налога, сколько отсутствие конкретики с объектом налогообложения и ставками.
По словам Владимира Путина, более высокие, рыночно обоснованные налоги будут взиматься с владельцев больших квартир, дорогостоящих особняков и крупных участков земли. Для малообеспеченных людей и собственников недорогого имущества, как отметил премьер, будут предусмотрены льготы. Что называть "большой" квартирой и кого считать малообеспеченными людьми, по-прежнему неясно.
В настоящее время налог на имущество граждан рассчитывается от среднегодовой стоимости имущества по оценке бюро технической инвентаризации (БТИ), которая, как правило, существенно ниже рыночной. Налог на землю с владельцев многоквартирных домов практически нигде не взимается - объекты налогообложения разрозненны. Идея переоценить по рыночной стоимости квартиры, дома и участки, которые находятся в собственности россиян, введя единый налог - на строение и землю под ним, - была выдвинута еще в 2002 году.
С тех пор россияне живут слухами о том, каким же будет новый налог на недвижимость. По мере нарастания социальной риторики в заявлениях власти идея налога на недвижимость трансформировалась в обсуждение вопроса, кто должен платить больше и как вычленить из общей массы квартировладельцев самых богатых держателей недвижимого капитала.
За это время создано немало методик массовой оценки недвижимости и даже, несмотря на сетования Минфина на отсутствие единого кадастра, есть техническая возможность на основе имеющихся сегодня данных кадастра совместить для целей налогообложения здание с земельным участком. Но это штучная работа - свести налоги воедино для каждого объекта.
И Минфин, и Минэкономразвития признают, что налог на недвижимость заработает не ранее чем через пять-шесть лет, ведь предстоит еще определить, кто выступает заказчиком оценки недвижимости, кто ее оплачивает, как оспаривать оценку и, самое главное, как рассчитывать ставки налога.
Кроме того, изначально целью введения нового налога являлось вовсе не достижение справедливого налогообложения богатых и бедных, каким его позиционируют сейчас, а наполнение местных бюджетов, в пользу которых зачисляются налоги от имущества граждан.
Теперь эта цель оказалась размыта. Фискальной пользы от налога, который по рыночным ставкам будет уплачивать лишь небольшое число обеспеченных граждан, будет немного; значительно дороже обойдется администрирование этого налога.