"Не исключено, что Союз музеев России будет предлагать наложить мораторий на три-четыре года по принятию решений о передаче церкви зданий музеев, которые раньше были культовыми зданиями", - сказал агентству представитель Эрмитажа, принявший участие в заседании.
По словам собеседника ТАСС, Пиотровский, говоря о взаимоотношении музеев и Церкви, сказал, что в каждом отдельном случае нужно искать отдельные рецепты. "Такие рецепты были найдены, например, в истории с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге, когда возобладала здравая точка зрения и собор остался все-таки музеем, в котором проходят богослужения", - отметил представитель Эрмитажа.
Ранее Пиотровский говорил, что "ситуация вокруг Исаакия может стать серьезным поводом для обсуждения". Он также отмечал, что у Церкви "по Исаакиевскому собору нет морального права требовать его передачи, а по ряду других случаев есть".
Директор Эрмитажа считает, что в дискуссии о том, какая формула предпочтительнее - "музей-храм" или "храм-музей", - необходимо помнить, что храмы строились как памятники архитектуры, а музеи на протяжении почти всего ХХ века сохраняли от уничтожения сами храмы, предметы церковного искусства и память об истории христианства. При этом он уверен, что в этом вопросе нужно не обострять споры, а решать вопросы мирно.
Одним из главных вопросов, который выясняет Эрмитаж с Церковью, остается размещение серебряного надгробия святого благоверного князя Александра Невского, которое изначально находилось в Александро-Невской лавре, а с 1922 года является экспонатом Эрмитажа. На уровне Министерства культуры решено, что необходимо изготовить точную копию раки и отдать одной из сторон, однако споры о том, кому должна принадлежать копия, а кому оригинал, продолжаются.
Между тем, как отмечают "Новые Известия", передача РПЦ зданий, которые либо давно имеют музейный статус, либо вообще никогда не имели к ней отношения, не редкость. Так, у жителей Валаама возник конфликт с карельской епархией из-за прав на недвижимость: учрежденное местным монастырем ООО пытается через суд выселить людей из многоквартирного дома, который когда-то был монастырской гостиницей. В январе в городе Гагарине Смоленской области РПЦ были переданы здания Благовещенского собора и двух церквей, в которых тогда находился краеведческий музей и художественная галерея. То же самое произошло с храмом Александра Невского в Челябинске, где до последнего времени находился Зал камерной и органной музыки.
В Москве два года назад РПЦ предъявила претензии на здания поликлиники при детской инфекционной больнице N12; при этом речь шла о частном доме княгини Черкасской, которая построила рядом храм и богадельню. Однако церковники сочли здания "предназначенными для обслуживания имущества религиозного назначения". В дальнейшем одно из этих зданий РПЦ сдала в аренду и там была открыта клиника пластической хирургии. Позже активисты через суд доказали, что здание использовалось не по назначению, и РПЦ открыла в нем православную школу. А в Калининградской области РПЦ получила несколько восточно-прусских замков и протестантских кирх.