Как сообщил 26 июля глава Департамента культурного наследия города Александр Кибовский, уже разработаны и готовы к подписанию правительством Москвы градостроительные регламенты на территорию внутри Бульварного кольца, это 124 городских квартала. В абсолютном большинстве регламентов в местах старой застройки запрещается возводить строения большей высоты, чем окружающие здания. Ранее мэр Сергей Собянин заявил, что не хочет видеть новые "величественные здания" в центре города.
Еще несколько лет назад градрегламенты девелоперы готовили за свой счет, и стоимость каждого составляла, по словам чиновников, 3-5 млн рублей. "Разумеется, кто платит - тот и заказывает музыку, поэтому часто регламенты делались под определенный инвестпроект, с многократно превышенной этажностью и метражом", - вспоминает Кибовский. Чтобы избежать этого, команда Собянина изменила правила игры. Теперь квартальные градостроительные регламенты делаются на все территории подряд и за городской счет - "чтобы инвесторы не обольщались". Следование этим правилам уже позволило отменить инвестконтракты общим объемом в 2 млн кв. м, сообщил Кибовский.
В некоторых случаях, правда, по словам главы Москомнаследия, принципом сохранения высотности пришлось пожертвовать, но это лишь на тех объектах, где обязательства города перед инвесторами нельзя отменить по закону. Но таких участков очень мало, все они рассматривались в индивидуальном порядке, заверил чиновник.
После территорий внутри Бульварного кольца наступит черед кольца Садового, а это уже почти 300 кварталов. В целом работа по подготовке градостроительных регламентов для исторического центра распланирована до 2016 года.
Высокие отношения
То, что новостройки портят исторические панорамы старой Москвы, похоже, не вызывает сомнений ни у москвичей, ни у чиновников. "Посмотрев на Москву с колокольни Ивана Великого, можно увидеть, какими карликовыми стали старые дома в сравнении с монстрами "Москвы-сити", - признает Кибовский. Он считает, что "такого искажения масштабов больше быть не должно". И уверяет, что не будет.
Высотные регламенты разрабатываются сейчас для всей Москвы с учетом визуального анализа, не исказит ли тот или иной небоскреб какие-либо знаковые панорамы. Учитывая, что панорамы исторической части города может серьезно исказить почти любое высотное здание (пример тому не только высотка в Красных холмах, но и удаленные от центра башни "Сити" или "Триумф-Паласа"), подобная регламентация может означать только одно - запрет на новое строительство высоток в старой Москве.
И такая постановка вопроса вызывает беспокойство девелоперов. "Ограничение высотности зданий требует общественного обсуждения, - сказал "МН" Михаил Дворкович, советник девелопера высотки "Федерация" Сергея Полонского. - Вкусы у всех разные - кому-то нравятся небоскребы, кому-то нет. Высотки можно поставить не в любом месте города, но мировой опыт показывает, что именно такие здания образуют центр деловой активности, который несет много плюсов для мегаполиса - налоги, рабочие места. Конечно, есть вопросы, где их строить и как, но это должно быть мнение большинства жителей, а не отдельных чиновников".
Впрочем, мнение большинства коренных жителей Москвы предсказуемо. "Опросы показывают, что если европейская публика уже научилась принимать авангардную архитектуру внутри исторической среды - взять хотя бы лондонский "Огурец" Нормана Фостера, - то в России есть четкий общественный запрос на реставрацию исторических стилей, на однородную среду и отсутствие экспериментов", - утверждает Александр Кибовский. Впрочем, и в Лондоне авангардный небоскреб был построен вопреки многочисленным протестам жителей и общественников, которые даже обращались к королеве Елизавете II с прошением остановить стройку, напомнил глава Москомнаследия. В Москве к мнению общества в этом вопросе обещают прислушаться.
Страх над городом
Те, кто приобрел квартиры в небоскребах за собственные деньги, как правило, ими довольны и против высоток не выступают. Однако те, кто переселен на высокие этажи новостроек из хрущевок, порой боятся за свою безопасность. "Не дай бог отключат лифты", - опасается Нина Ивановна, живущая на 25-м этаже "переселенческого" небоскреба в Щукине.
Опасения разделяют и эксперты-инженеры. "Я бы никому не посоветовал покупать квартиры на высоких этажах, выше 12-15-го, - сказал "МН" инженер-строитель Борис Малыгин. - Пожарозащищенность у наших небоскребов откровенно слабая, а техники, способной эвакуировать людей с такой высоты, пока попросту нет". Это подтверждается недавним пожаром строящейся башни "Федерация", когда огонь не могли потушить в течение нескольких часов.
Впрочем, скептическое отношение к непривычно высоким зданиям - московский обычай. Точно так же большинство обывателей опасались жить в "тучерезах" столетней давности - первых в Москве зданиях с железобетонными перекрытиями, насчитывающими свыше десяти этажей, напоминает газета.