Как рассказывает "Московский комсомолец", село Немчиновка возникло на месте вишневого сада, которым владели когда-то местные помещики - их усадьба находилась в соседнем селе Ромашково. Землю выкупили купцы братья Немчиновы. В конце ХIХ века они ходатайствовали о том, чтобы построить здесь железнодорожную станцию, и ее построили. На полях выросли частные дома, несколькими из них владел отец Софьи Рафалович, жены Казимира Малевича.
Глава объединения художников "Немчиновка и Малевич" Александр Макаров показывает точное месте, где был похоронен Малевич и которое теперь оказалось во дворе будущего жилого комплекса. Оно оказалось между домом и подъемным краном.
Табличка на сайдинге
"Вот дом, где чаще всего останавливался Малевич с семьей, - указывает Александр Макаров на высоченный железный забор, за которым скрывается вытянутый одноэтажный домик по улице Бородинской, 18. Причем забор скрывает от любопытных только половину дома, другую ограждает обычная деревянная изгородь. Сразу видно, у дома два собственника. В одной части живет Валентина, которая когда-то вышла замуж за племянника Софьи Рафалович. Валентине за 80, и она хочет спокойно дожить свой век. Сдает несколько комнат двум женщинам - будет кому за ней ухаживать. А в части дома за железным забором живут приемная дочь племянницы жены Малевича и ее муж. Выходит, что родственники гения авангарда несколько лет назад изуродовали здание - снесли мансарду, где обычно жил Малевич, и удлинили дом. Мы хотим выкупить его, восстановить мансарду и сделать музей".
Правда, владельцы дома не настроены продавать дом или пускать на свою территорию поклонников художника. О том, что именно здесь жил Малевич, напоминает всего одна жалкая табличка на новеньком сайдинге, коим обшили дом. А ведь именно здесь Малевич жил в самое трудное и творческое для него время - 1916 - 1919 годы. В смутные революционные годы он с трудом сводил концы с концами. Перебиваясь случайными заработками в Москве (ходил пешком, на дорогу не было денег), Малевич писал о своем художественном открытии. Именно здесь он напишет одну из программных статей супрематизма "О новых системах в искусстве".
Недалеко от дома, на соседнем участке, стоит еще одно деревянное здание. Даже несмотря на облупившуюся краску, летний домик с двумя верандами, весь увитый плющом, выглядит благородно. Здесь Казимир Северинович останавливался, если была занята мансарда.
"Хозяин дома недавно умер, и непонятно, что хотят с ним делать наследники, - поясняет Макаров. - Кстати, этот старожил Немчиновки утверждал, что место захоронения Малевича находится рядом с новой церковью. Что именно там стоял дуб, под которым его похоронили. Мы искали там полтора - два года, нашли даже остатки дуба, но могилы не нашли".
Дело в том что с могилой великого художника случилась почти мистическая история. Ее истинное местонахождение было утеряно, и в итоге в Немчиновке появилось несколько надгробий и памятных знаков.
Супрематические похороны
Могилу Малевича искали много лет, привлекали геологов, географов, археологов и даже экстрасенсов и наконец нашли. Чтобы разобраться в истории злоключений праха художника, нужно перенестись в 1935 год, когда художник умирает в 56 лет в Ленинграде. Несмотря на средний возраст, выглядит глубоким стариком - изъеденный раком, с длинной седой бородой и впалыми, огромными на иссохшем лице глазами. "Если бы рак его не убил, это сделали бы чекисты - после выставок в Германии и Польше и возвращения домой маховик репрессий не мог его миновать. Но он умер, а из своих похорон устроил настоящее шоу", - говорит художник Александр Панкин.
Малевича, как он и завещал, кладут в супрематистский гроб - в форме латинского креста (был крещен католиком), украшенный супрематистскими символами. Покойный в яркой одежде и цветных ботинках, с раскинутыми руками. На капоте грузовика, который везет саркофаг, красуется изображение черного квадрата. Большая толпа провожает гроб к открытой платформе вокзала, откуда тело мастера везут в Москву в отдельном вагоне - его выделил какой-то железнодорожный начальник, поклонник супрематиста. Художника кремируют, урну с прахом везут в Немчиновку.
Сначала Малевич выбрал место в Барвихе, на крутом берегу Москвы-реки, но потом понял, что это невозможно: понравившееся ему место находилось в санитарной зоне Рублевского водозабора. Потому выбрал другое место, под старым дубом близ Немчиновки. Малевич с женой и друзьями часто ходили гулять в Барвиху и обычно делали привал посредине маршрута - под тем старым дубом. И часами там говорили об искусстве.
Могила без адреса
21 мая урну с прахом мастера опускают в неглубокую зацементированную яму, заливают несколькими ведрами строительного раствора и засыпают землей. На поверхности устанавливают деревянный куб, сделанный его учеником Николаем Суетиным, - на одной из его сторон изображен черный квадрат. А на дубе прибивают доску со словами: "Здесь погребен прах великого художника К.С. Малевича (1878 – 1935)".
Однако супрематистскому надгробию был уготован недолгий век.
"С 1937 года на могилу никто не ходил. К лету 1941 года местные мальчишки из Ромашкова нашли урну, но деревянного куба уже не было, - рассказывает Макаров. - Нам рассказывал об этом живой свидетель: дети пробили плиту, нашли алебастровую урну, достали из нее жестяную банку с прахом и... все вытряхнули. Поскольку золотых зубов в ней не оказалось, они кинули все в яму и зарыли. Потом приходили туда и снова отрывали - хвастались находкой перед друзьями".
В 1944 году в Немчиновку из Ленинграда приезжает дочь Казимира и Софьи, Уна (художник назвал ее так в честь основанного им в Витебске общества "Уновис", что значит "Утвердители нового искусства", а крестил в православной церкви именем Анна). На месте могилы отца она находит только корневище. Уна берет немного земли с места погребения отца и закапывает ее в могилу матери - Софьи Рафалович. Позже, в 1980-х, Уна вместе с племянницей Рафалович Галиной Жарковой установит на погосте при Никольской церкви в Ромашкове символическую плиту.
Но есть еще одна могила художника, точнее, памятный знак - в частном поселке "Малевич". Его установила в 1988 году группа энтузиастов во главе с учеником мастера Константином Рождественским - тот был на похоронах и запомнил место. Монумент представляет собой каменный белый куб, похожий на тот, что сделал Суетин в 1935 году. Только в центре памятного знака был не черный, а красный квадрат.
"Рождественский понимал, что они устанавливают памятный знак не на месте настоящей могилы, а в двух километрах от нее, - поясняет Макаров "МК". - Но тогда по-другому нельзя было никак: поле, где когда-то стоял дуб, в 1958 - 1960 годах использовали под сельскохозяйственные нужды: пахали, удобряли, собирали урожай. А на опушке был пустырь, к нему вела дорога, и туда можно было подогнать машину с монументом. Лучше что-то, чем ничего".
В начале ХХI века на пустыре вырос частный поселок "Малевич", где
разместилось несколько десятков элитных коттеджей. Цена на домик и участок там, в зависимости от площади и этажности, колеблется от 1 до 3 миллионов долларов. Более того, памятный знак только увеличивал цену: достопримечательность, а значит, надо платить. Просто так в поселок не попасть - на въезде шлагбаум и пост охраны.
Элитный ЖК и завещание художника
Однако в этой истории есть еще одна могила Малевича - та, которую и считают истинной. То самое место с дубом, где первоначально и был погребен художник. Почти десять лет Александр Макаров положил на то, чтобы установить его местонахождение. В ход шли все средства - опрос местных жителей, чудом найденные старинные карты, фотография деревянного куба авторства Суетина и даже картины, написанные мастером на этом поле. Ответ дали топографические и геологические исследования.
"Раствор, которым в 1935-м была залита могила, должен был сохраниться, как и остатки сгнившего корневища, - говорит Макаров. - Мы искали много лет и вот в конце 2011-го подобрались к тому самому месту. Когда мы опустили специальный бур в землю, он остановился, не пройдя и 20 сантиметров. Я понял: мы нашли!"
Но радость была недолгой. В том же году на месте могилы Малевича разворачиваются строительные работы - возводят жилой комплекс "Ромашково". Сейчас поле, ярко написанное Малевичем на картине "Жницы", не узнать: подъемные краны, грузовики, стройматериалы. Будущий жилой комплекс на две с половиной тысячи человек (1270 квартир) растет буквально на глазах - шестиэтажные дома уже сложены из панелей. Рядом со стройкой прокладывают широкую платную трассу. Как только строительство будет закончено, цены взлетят здесь до небес.
Макаров готов пойти на компромисс, чтобы воплотить в жизнь завещание Малевича и построить, хоть не в том самом месте, а рядом (напротив стройки есть пустующее поле), архитектон с вышкой для наблюдения за Юпитером и культурный центр. Это завещание художника.