В ходе последних проверок выяснилось, что часть муниципалитетов просит земли под кладбища с "запасом" на много поколений вперед. Дополнительные земли могут понадобиться местным властям для продажи мест на кладбищах москвичам или для незаконной застройки, считают эксперты.
По их мнению, одна из главных проблем кладбищ в Московском регионе - незаконная застройка тех мест, где уже никого не хоронят.
"Если кладбище закрыто для новых захоронений около 20 лет, никто не боится там строить, а власти закрывают на это глаза", - рассказал "Известиям" координатор экологических общественных организаций Москвы Андрей Моргулев.
Представитель инициативной группы деревни Якиманское, расположенной на Истринском водохранилище, Вячеслав Драгушин рассказал, что сам видел, как при частном строительстве из земли доставали человеческие скелеты.
"На берегу было заброшенное деревенское кладбище, стояло несколько крестов. Но власти разрешили здесь построить коттедж, - говорит Драгушин. - Между тем, согласно Федеральному закону о погребении, строительство на месте официально признанного кладбища запрещено".
Эксперт "Архнадзора" Наталья Самовер отметила, что строительство на месте кладбища является острой проблемой и для Москвы. В 2011 году разгорелся скандал, когда велись работы по превращению бывшего Семеновского кладбища в сквер. Они были прекращены только тогда, когда экскаватор провалился в склеп. Самовер отметила, что на днях московские власти решили свернуть проект, угрожавший разорением древнему кладбищу, которое находится под нынешним Детским парком на Новослободской улице. Ранее чиновники планировали возвести эстраду, детские и спортивные площадки.
Муниципалитеты просят под захоронения в тысячу раз больше земель, чем нужно
По словам министра потребительского рынка и услуг Московской области Екатерины Семеновой, Министерство потребрынка сейчас проводит анализ потребности населенных пунктов в кладбищах, для этого была создана межведомственная комиссия. Так, администрация городского поселения Нахабино попросила 100 гектаров земли под кладбища.
Однако при смертности 300 человек в год этой площади, по подсчетам министерства, должно хватить на 770 лет. В действительности, если исходить из норм расчета, определенных федеральным законодательством, Нахабино хватило бы земли в тысячу раз меньше, подчеркнула Семенова.
Член общественного совета при Департаменте природопользования Москвы, депутат Госдумы Максим Шингаркин полагает, что населенные пункты, получившие больше мест под кладбища, чем необходимо, могут организовать продажу мест жителям близлежащих городов, в том числе москвичам.
"Госдума в ближайшие месяцы планирует рассмотреть законопроект Федеральной антимонопольной службы, предусматривающий возможность организации частных кладбищ в России, - рассказал Шингаркин. - Тогда места на кладбищах окончательно станут предметом бизнеса".
Согласно законопроекту, внесенному в Госдуму в начале октября, предпринимателям могут разрешить брать землю в аренду на 49 лет и получать доход от оказания услуг по уходу за коммерческими могилами.
Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы Александр Наумов сообщил "Известиям", что депутаты возьмут на контроль ситуацию с выделением земель под захоронения в Московской области и будут следить за тем, чтобы они использовались в соответствии с законом.