В числе объектов мошенничества был ансамбль Рогожской ямской слободы XIX века (18 зданий на Школьной улице), палаты XVII - XVIII веков (Кожевническая улица, д.19, стр.6 и д.21, стр.1), дом Долгоруковых середины XVIII века (Колпачный переулок, д.6, стр.2), усадьба Снегирева первой четверти XIX века (улица Плющиха, д.62, стр.2 ). На балансе ФГУПов оказались также полиграфический комбинат 1936 года на проспекте Мира и даже и храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево.
Дело было возбуждено по ч.3 ст.30 и ч.4 ст.159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере) в июле 2012 года по итогам проверки банкротства в 2009 году банка "Московский капитал". Тогда выяснилось, что бывший председатель правления этой финансовой структуры Виктор Крестин и заместитель директора УК "Проект" Ольга Возняк были причастны к попытке хищения более 100 объектов историко-культурного наследия в центре столицы. В сентябре 2012 года они были арестованы.
- Как выглядела схема мошенничества
Как сообщает "Коммерсант", фигурантами этого дела также стали сотрудник Агентства по страхованию вкладов Михаил Башмаков, скрывающиеся от следствия бывший гендиректор ФГУП "Гран" Алексей Волков, один из учредителей "Финансбизнесбанка" Алексей Болотин (через него якобы шли все финансовые проводки от сделок с недвижимостью), а также гендиректор УК "Проект" Александр Дунаев и его брат Леонид (является вторым учредителем "Финансбизнесбанка").
По данным источников, близких к следствию, ряд директоров ФГУПов утверждают, что представители УК "Проект", ссылаясь на Росимущество, заставляли их под угрозой увольнения подписывать поручительства по кредитам "Московского капитала". В случае отказа их увольняли и назначали своих людей из числа водителей и помощников, которые и подписывали необходимые документы.
Единственным из всех фигурантов дела, кто признал вину и пошел на сотрудничество со следствием, оказался Виктор Крестин. В декабре прошлого года он заключил досудебное соглашение с заместителем прокурора города Москвы Александром Козловым и начал давать показания. Но затем экс-банкир отказался от всех данных ранее показаний.
Как отмечает газета, в июне следствие переквалифицировало инкриминируемые фигурантам деяния. В частности, из дела была убрана ст.30 УК РФ (покушение на преступление), и теперь всем обвиняемым мошенничество вменяется как свершившийся факт. А вот одному из предполагаемых организаторов этого преступления Анатолию Шестерюку мера пресечения с ареста была неожиданно изменена на подписку о невыезде, хотя тот своей вины так и не признал.
Как выглядела схема мошенничества
Схема мошенничества, по версии следствия, выглядела так. "Подыскивали по данным единого реестра брошенные госпредприятия - без имущества, персонала, не ведущие какой-либо административно-хозяйственной деятельности. Затем, используя административный ресурс, назначали на должность руководителей лиц, подконтрольных организаторам схемы", - заявили в МВД. Затем на ФГУП оформлялся кредит в ОАО КБ "Московский капитал". Тут же подельники из Росимущества закрепляли за ФГУПом дорогостоящие объекты госнедвижимости: АЗС, культурно-досуговые учреждения, памятники архитектурного наследия и тому подобное.
Затем банк-кредитор обращался в третейский суд, заявляя, что ему не возвращают ссуду, и требовал взыскать долг. Суд иск удовлетворял, и дорогостоящим, а то и бесценным с культурной точки зрения имуществом ФГУПа завладевал банк-мошенник. Предполагаемыми участниками этой преступной схемы, помимо чиновников московского Росимущества и банка "Московский капитал", были представители частного третейского суда, представители коммерческих фирм, в частности, ОАО "НТЦ "ГРАН" и управляющей компании "Проект".