Однако, как выяснила "Российская газета", лишь часть освобождающихся квартир поступает к распределению. Издание решила узнать, куда деваются остальные.
Как выяснила газета, существует несколько схем увода "жилья" у города.
Самая распространенная из них - это закрытие лицевого счета после смерти жильца. Чтобы квартиру распределили другому очереднику, информацию об освободившейся квартире ДЕЗ должен сообщить в департамент жилищной политики и жилищного фонда. Но он не спешит этого делать, предпочитая селить туда "своих" людей - работников управы, ДЕЗов и т.д. Чтобы не привлекать внимания к незаконно занятой квартире, ее новые жильцы аккуратно платят за электричество, воду, вывоз мусора и т.д.
Вторая, не менее популярная, схема незаконного использования освободившихся квартир - это субаренда. Договоры на субаренду могут заключить с семьей, у которой в квартире произошло ЧП. Или с очередником района, у которого очередь на квартиру еще не подошла, а в прежнем жилье жить уже невозможно - семья расширилась, кто-то тяжело заболел. Но чтобы жилье не разбазаривалось, заключать договоры субаренды имеет право только департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы. На деле же этим занимаются и райуправы, и ДЕЗы, которые таким образом обеспечивают жильем своих работников.
Третий способ - так называемые инвестиционные контракты на ремонт квартир, свободных от обязательств. В итоге только по пяти контрактам, заключенным в 2004 году, инвесторы завладели 46 квартирами общей площадью около 3 тысяч кв. метров. Для этого ему нужно было лишь отремонтировать их поистине за смешные деньги - 5,7 тысяч рублей за 1 кв. метр.
Впрочем, столичные власти официально не признают ни одну из вышеперечисленных схем, считая это "досужим вымыслом".