Напомним, в начале августа координатор общественного движения "Архнадзор" Наталья Самовер заявила о том, что на крыше здания НКВД-КГБ-ФСБ, масштабно перестроенного архитектором Алексеем Щусевым в 1940-х годах, началось строительство. Причем работы проводились в режиме секретности, и виден был лишь силуэт кирпичной надстройки.
- Жители Петербурга обнаружили, что Казанский собор стал загадочно белеть
Тогда защитники архитектуры предположили, что речь идет о строительстве вертолетной площадки. Представители ФСБ заверили, что фасад здания от работ не пострадает, однако раскрыть, что именно будет построено на крыше, отказались.
Москомнаследие выступило с требованием приостановить работы. Основанием для такой позиции служило то, что ведомство не получало никаких документов от застройщика - несмотря на то, что крыша находится в зоне регулируемой застройки, где любые работы должны согласовываться.
На выходных стало известно о смягчении позиции Москомнаследия. На официальном сайте организации появилось заключение по итогам проверки стройки. В нем, в частности, сказано, что работы не причинят вреда памятнику, а сам проект застройки прошел экспертизу и получил разрешение Мосгорстройнадзора. Кроме того, отмечается в документе, необходимые меры для сохранения памятника были приняты, а все работы ведутся "в рамках планового реставрационного задания по приспособлению объекта культурного наследия к современным нуждам". Задание же получено в 2008 году, что говорит либо о плохой организации работы самого департамента, либо о подписании разрешения задним числом.
"Будем надеяться, что экспертиза была проведена качественно, - говорит Наталья Самовер. - Потому что надстройка значительно усилит давление на несущие конструкции памятника". Но, по ее словам, остается совершенно непонятным поведение Москомнаследия: "Сначала они заявляют, что никто с ними работы не согласовывал. Потом ссылаются на реставрационное задание, которое они сами и выдали".
Кроме того, далеко не все специалисты соглашаются с тем, что строительные работы ведутся в соответствии с "реставрационным заданием". "Наша позиция по таким вопросам всегда однозначна, - заявил заместитель руководителя Московского отделения общества охраны памятников Михаил Малинин. - Невозможно пристраивать, надстраивать или еще как-то реконструировать памятник, если это не делается в целях сохранения здания. Но такие случаи встречаются редко. И стройка на крыше здания ФСБ к ним не относится".