На смену небоскребам приходят более дешевые и приземистые здания. "Век шикарных безделушек окончен. Теперь все зависит от денег, и если у вас будет возможность выполнить проект за полцены, вы его выполните именно за полцены", - говорит ведущий специалист архитектурного бюро Нормана Фостера Кен Шаттлфорс. По его словам, многие из самых амбициозных проектов прошлого сегодня бы замерли на уровне фундамента и зачахли от недостатка инвестиций.
С Шаттлфорсом согласен и управляющий директор лодонского офиса компании Commercial Estates Group Мартин Джепсон. Его контора отвечает за строительство нового здания рядом со знаменитым комплексом Canary Warf. Первоначально Джепсон и его коллеги планировали построить здание в 32 этажа, однако после тщательной проверки проекта решили резко сократить этажность нового комплекса. Согласно новому плану, в бизнес-центре будет всего 16 этажей. "Небоскреб оказался слишком дорогим, и потому мы вернулись к чертежным столам", - сообщил Джепсон.
Финансовый кризис создал проблемы для строительства небоскребов не только в Лондоне, но и в Москве. Под сукно легли все проекты, которыми занималось конструкторское бюро Нормана Фостера.
Одним из самых грандиозных и вызывавших бурные споры московских проектов Нормана Фостера был "Золотой апельсин", выполненный по заказу "Интеко" Елены Батуриной. Здание должно было заменить Центральный дом художника на Крымском валу. Проект этот столь грандиозен, что, по мнению специалистов, его реализовать было бы трудно даже в период безудержного строительного бума несколько лет назад. Кризис окончательно положил конец планам строительства нового комплекса в центре города.