Кельвин Сун, родившийся в китайской семье в Нью-Йорке, к своим 32 годам успел не только получить степень по медицине в Колумбийском университете, но и объездить более 140 стран мира. Его блог о путешествиях Monsoon Diaries читают миллионы пользователей, он выступает по ТВ, снимает фильмы, пишет книги.
Но о том, что с ним случилось в КНДР в 2011 году, он рассказал только сейчас.
Перед вторым курсом медицинского университета Сун отправился в поездку по Ближнему Востоку. Северной Кореи изначально в его планах не было, так как западным туристам при посещении этой страны нужно сопровождение туроператора. Однако в Пекине несколько турфирм предлагали поездки в Пхеньян, и Кельвин заплатил за самый дешевый тур.
В КНДР одна из самых простых анкет на визу, в которой не указываются даже данные паспорта, таким образом Сун вместе с группой из двух десятков американцев, европейцев и китайцев попал на практически закрытую территорию, пишет BBC.
В международном аэропорту Пхеньяна их группу встретили три гида, прошедших военную выучку в армии КНДР - двое мужчин и женщина. Они сопровождали туристов везде - контролировали, что они делают, что фотографируют, объясняли, куда запрещено ходить, что запрещено снимать и т. д.
Однако "гиды" любили выпить и каждый вечер не только сами это делали, но и приглашали с собой туристов. В последний свой вечер в КНДР они все пошли в ночной клуб, а по возвращении в отель гиды снова предложили собраться всем вместе в номере, чтобы выпить. Через пару часов, когда все уже разошлись, один из знакомых предложил Суну посмотреть, что еще есть в гостинице. В эту ночь "гиды" их оставили без присмотра, и это была единственная возможность исследовать здание в одиночку.
Здание отеля "Янгакдо" - одно из самых высоких в Пхеньяне, в нем 47 этажей. В нем есть рестораны, массажный салон и дорожки для боулинга. Это самая популярная гостиница среди иностранных туристов, так как единственная такого уровня во всей КНДР. Телевизоры в спальнях показывают старые новости Би-би-си: выпуски закольцованы и повторяются снова и снова.
Решив изучить отель, несколько туристов, среди которых был и Сун, поднялись на крышу, во вращающийся ресторан, потом снова вошли в лифт, чтобы спуститься ниже. Тут кто-то заметил, что кнопки пятого этажа в лифте нет - после четвертого шел сразу шестой. Вначале они подумали, что в КНДР из-за каких-то суеверий не любят цифру пять, но потом решили проверить. Это сейчас на сайте китайского туроператора Young Pioneer Tours, услугами которого пользовался Сун, написано, что на пятый этаж гостиницы "Янгакдо" ходить строго запрещено, а в 2011 году такого объявления не было. "Нам не приходило в голову, что мы можем делать что-то опасное, - вспоминает Сун. - Нам было чуть больше двадцати. Мы были наивными и глупыми. Зная то, что я знаю сейчас, я бы не стал этого делать".
К их удивлению, вход на пятый этаж не охранялся - более того, дверь была открыта. Достав фотоаппараты, они вошли внутрь. Потолок на этом этаже оказался вдвое ниже. Некоторым даже пришлось пригнуться. Коридоры c голым цементным полом были плохо освещены. Большая часть дверей была заперта, но одна была открыта. Внутри никого не было. Там стояли мониторы камер слежения, которые были установлены, кажется, во всех номерах. Сун сделал несколько снимков, а другой турист снимал видео.
На стенах висели яркие антиамериканские и антияпонские пропагандистские плакаты. Несколько изображений были посвящены Ким Чен Иру, предыдущему лидеру Кореи. Одна из надписей гласила: "Бомбы производят в Америке. Любой продукт из Америки - наш враг. Отомсти американцам в сто тысяч раз сильнее". Кто-то открыл одну из дверей и обнаружил за ней лестницу, ведущую на другой этаж - этаж внутри этажа.
Вскоре непрошеных гостей обнаружили и вежливо попросили вернуться в свои комнаты.
Утром за туристами приехал автобус, чтобы отвезти их в аэропорт. И, как казалось, ничего не предвещало никаких последствий - все они благополучно добрались до аэропорта, вернули, как положено, свои визы и улетели домой.
Вернувшись в Нью-Йорк, Сун несколько лет не вспоминал о загадочном пятом этаже. Но в конце 2015 года все изменилось, когда 21-летний студент из США Отто Фредерик Вормбир, учившийся в университете Вирджинии, был задержан в Пхеньяне. Он поехал в КНДР через того же туроператора, что и Кальвин Сун. Он тоже жил в гостинице "Янгакто". И там, по словам северокорейских органов, он попытался украсть пропагандистский плакат с секретного пятого этажа. Вормбира обвинили в попытке подрыва единства северокорейской нации "при попустительстве США и в согласии с вашингтонскими манипуляциями".
Вормбира судили, заставили признаться в содеянном на камеры и приговорили к 15 годам каторги. Вскоре студент заболел и впал в кому. Хотя Госдеп США добился его освобождения, из комы Отто так и не вышел. Когда студента доставили в США, врачи диагностировали у него поражение головного мозга. Через неделю после возвращения на родину Отто скончался. Его родители причиной смерти называли пытки, однако официально причина смерти так и не была установлена.
"Мне ужасно жаль Отто. Зная то, что мы все теперь знаем, я бы посоветовал всем туристам уважать обычаи страны, которую они посещают. - рекомендует Сун. - Но тогда я даже не догадывался, как опрометчиво мы себя вели и как плохо все могло закончиться - так, как закончилось для Отто".