Moscow-Live.ru
Минфин РФ готов рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных средств, выделяемых на субсидирование ставки по ипотеке, если увидит большой спрос на кредиты по льготным ставкам.

Напомним, ипотечные кредиты для приобретения жилых помещений на первичном рынке предоставляются гражданам РФ с фиксированной ставкой в 12% годовых. Минимальный первоначальный взнос составляет 20% от стоимости жилья. Максимальная сумма кредита составляет 8 млн рублей для жителей Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, 3 млн рублей - для жителей остальных регионов РФ. Программа подразумевает выдачу кредитов с субсидируемой ставкой в объеме до 400 млрд рублей.

Как сообщил в интервью "Интерфаксу"
заместитель министра финансов Алексей Моисеев, правительство РФ уже выделило 20 млрд рублей на субсидирование ставок по ипотеке, которая стала не доступна для заемщиков после взлета ключевой ставки ЦБ в декабре. "Ключевой момент в этой программе - это то, что мы на весь срок "жизни" кредита гарантируем кредитную ставку в 12%. Банк заявляет о желании участвовать в программе, мы проверяем, правильно ли заполнена его заявка, никаких бюрократических процедур. Заемщику дают кредит под 12%, и до тех пор, пока ставка Банка России остается 14%, мы компенсируем банку 5,5 процентного пункта. Если ключевая ставка
снизилась на 1 п.п., мы субсидируем 4,5 п.п. Если ключевая ставка снизилась до 8,5% и наша субсидия обнулилась, а потом через пять лет ключевая ставка выросла обратно, этот "моторчик" заводится снова, и мы снова начинаем субсидировать кредит", - рассказал Моисеев.

Минфин будет устанавливать для банков лимиты выдачи ипотеки исходя из заявок банков. По последним данным, которые привел накануне глава министерства Антон Силуанов, желание участвовать в программе изъявили 11 банков.

"У нас в постановлении написано, что объем выдачи кредитов составит 400 млрд рублей, но эта цифра не высечена в камне. В случае необходимости мы можем ее поменять, если увидим, что программа пошла так хорошо. Естественно, при этом мы будем учитывать возможности бюджета", - отметил замминистра.

Если Минфин увидит большой спрос на ипотеку, то рассмотрит вариант увеличения субсидий из бюджета. "Программа рассчитана на год, и у нас будет достаточно времени, чтобы при необходимости поменять цифру", - сказал Моисеев.

Он отметил, что для получения субсидий банк ежемесячно должен сдавать в Минфин таблицу с данными по ипотечным кредитам, за предоставленную информацию кредитная организация будет нести ответственность. В случае нарушения условий участия в программе банк не получит субсидию, за ложные сведения о предоставленных кредитах наказание может быть более суровым. "Каждый месяц банк должен сдавать нам данные о субсидируемых кредитах, мы смотрим сумму и переводим ему средства прямым трансфертом из бюджета. Если банк, к примеру, выдал кредит на жилье на вторичном рынке, то мы вычитаем этот кредит из суммы субсидии. Если банк сообщит, что выдал на "первичку", а потом выясняется, что он, к примеру, ничего не выдавал, тогда это наказывается по всей строгости за предоставление недостоверной отчетности с целью завладения бюджетными средствами, это будет просто воровство бюджетных денег", - предупредил замглавы Минфина.

Отвечая на вопрос, готово ли правительство при необходимости продлить срок действия программы, он заявил: "Если программа будет успешной, наверное, ее продление будет обсуждаться, сейчас мы исходим из того, что предоставление субсидий по новым ипотечным кредитам заканчивается 1 марта 2016 года".

Минфин предложил не давать валютных кредитов гражданам с рублевыми доходами

Чтобы избежать нового кризиса с валютными ипотечными заемщиками, которые из-за резкого изменения курсов валют теперь не могут оплачивать ипотеку, замминистра финансов Алексей Моисеев предложил ввести ограничение при выдаче кредитов в валюте гражданам с рублевым доходом.

"Мне не нравится идея валютных кредитов для граждан, у которых нет валютных доходов. С другой стороны, есть граждане, у которых есть валютные доходы, и для них валютные кредиты - удобный и выгодный продукт. На мой взгляд, имеет смысл рассмотреть некое ограничение, например, проверку на источники с точки зрения валютных доходов", - сказал Моисеев. При этом замминистра подчеркнул, что говорить о полном запрете на выдачу гражданам валютных кредитов нецелесообразно.

Комментируя идею запрета на взыскание долгов по валютной ипотеке, замминистра отметил, что это в конечном итоге приведет к проблемам с капиталом банка и удорожанию кредитов. "За счет кого это должно произойти? Мы говорим, давайте встанем на сторону граждан и "заморозим" выплаты. У банка моментально оказывается большое количество плохих кредитов и единовременные убытки, потом приходит ЦБ и говорит, у вас "дыра" в капитале. В итоге пострадают люди, которые в этом банке были вкладчиками и вообще ни при чем", - сказал он.

По мнению Минфина, если банк не нарушил никакой закон, то его нельзя наказывать.

"Такого рода меры в конечном итоге приведут только к тому, что новая ипотека для граждан будет только дороже", - пояснил Моисеев, отметив, что именно поэтому Минфин всегда против любого административного давления на банки с точки зрения ставок, кредитного качества, "заморозки".

Он также высказался и против выделения помощи всем валютным заемщикам в рамках программы реструктуризации ипотеки, которая сейчас разрабатывается.

"Граждане, у которых валютная ипотека, ничем не лучше граждан, у которых рублевая ипотека, но которые при этом потеряли работу. Мое мнение, что должна быть разработана программа, ориентированная не на "ипотечников", взявших кредит в франках, иенах или долларах, а на граждан, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации", - отметил замминистра.

"У АИЖК есть опыт работы в прошлый кризис, когда они помогали людям в тяжелой жизненной ситуации. Мы с ними находимся в дискуссии по поводу механизма оказания такой помощи. Главное, чтобы у них были деньги и механизм, помогающий гражданам, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию и в этой связи могут лишиться единственного жилья", - сказал Моисеев.

При этом он подчеркнул, что нельзя обвинять в такой ситуации банки. "Они сами попали в тяжелую ситуацию: им до сих пор не дали денег (докапитализация через ОФЗ), а деньги, которые мы им дадим, будут достаточно дорого стоить... Поэтому это не банки должны помогать гражданам, а государство", - заявил замминистра.