Как пишет "Российская газета", судебное разбирательство инициировала жительница Краснодара, которая потребовала от городских властей признать ее собственницей переделанной квартиры. Она купила квартиру в 59,6 кв. метра на последнем этаже многоквартирного дома, а затем за свой счет увеличила площадь до 84,7 кв. метра, добавив часть мансарды над своей квартирой. Она установила лестницу, ведущую на мансардный этаж - в еще одну комнату с санузлом. А в крыше дома прорезала окна.
Межведомственная комиссия администрации города отказала гражданке в ее требовании сохранить квартиру в перепланированном виде. Чиновники заявили, что такое улучшение называется реконструкцией и ее узаконивание не входит в их компетенцию. Комиссия порекомендовала даме обратиться в департамент архитектуры и градостроения местной администрации. Департамент архитектуры, в свою очередь, отказался выдать заявительнице разрешение на ввод в эксплуатацию переделанной квартиры, объяснив, что реконструкция сделана без разрешительной документации. По мнению архитекторов, новая квартира - это просто самовольная постройка, и предложили обратиться в суд, чтобы ее узаконить, пишет газета.
До заседания суда истица организовала собрание собственников дома, и все соседи проголосовали за согласие с перепланировкой. Протокол собрания был приобщен к материалам дела.
Прикубанский районный суд Краснодара согласился с доводами хозяйки квартиры и признал за ней право собственности на квартиру в двух уровнях. Это позволило женщине провести госрегистрацию прав собственности на жилье. Апелляционная инстанция согласилась с этим решением.
Однако Верховный суд отменил решение краснодарских судов и вернул дело на пересмотр, посчитав, что при вынесении решения были "существенно нарушены нормы материального и процессуального права". Дело в том, что в протоколе собрания собственников было зафиксировано согласие на уменьшение площади общего имущества только тех владельцев квартир, которые присутствовали на собрании, в то время как по закону требуется единогласное волеизъявление всех собственников - это оговорено ст. 40 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, коллегия Верховного суда сделала вывод, что истица без согласия всех собственников совершила реконструкцию квартиры, которая привела к уменьшению общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего всем жильцам. В отсутствие такого согласия признать перепланировку законной невозможно. Дело было направлено на новое рассмотрение.