Валентинf Сазонов
Estitov.livejournal.com/
Октябрьский районный суд города Новороссийска удовлетворил иск малолетней узницы фашистских концлагерей Валентины Сазоновой, взыскав в ее пользу с Министерства финансов РФ 2 миллиона рублей в счет возмещения морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
На то, чтобы все точки в этой трагической истории были расставлены, потребовалось почти восемь лет.

Как рассказывает "Российская газета", поводом для возникновения уголовного дела послужил земельный участок семьи Валентины Сазоновой в пригородном поселке Мысхако на улице Заречной. Он расположен всего в нескольких метрах от моря, недалеко от города. Тихое, спокойное место.

Это место присмотрел для своего особняка в то время председатель Октябрьского районного суда Новороссийска Игорь Пыленко. Рядом с Сазоновой он покупает участок ее соседки Евдокии Курковой.

Непосредственно перед продажей участок соседки изменяет границы. Он "съезжает" к морю и прирастает неожиданно прибрежной полосой в нарушение всех законов. А между смежным куском земли, принадлежащей Сазоновой, и участком Курковой образуется 100 квадратных метров "ничейной" территории, которую затем, естественно, отдают судье в аренду. И это не все: он присоединяет к своему участку и дорогу, которая проходила между участками и вела к дому Сазоновой. Она также оказывается в аренде.

Главный фокус заключался в маленькой, хотя и расхожей хитрости: официальным приобретателем, то есть собственником участка, была жительница Кисловодска пенсионерка Зоя Григорьевна Пыленко - мать Игоря Пыленко. Именно этой женщиной из далекого города тем не менее все нужные документы оперативно и порой в обход законов и правил скреплялись визами и печатями местных чиновников, отмечает газета.

На первых порах соседство с судьей не вызывало беспокойства у Валентины Михайловны.

"Сначала он с виду был мил и обходителен, - вспоминает Валентина Михайловна,- много рассуждал о добрососедских отношениях. Когда стал жаловаться, что у него маленький участок и неплохо бы продать ему мои 2,5 сотки, примыкающие к его участку, то я уступила их ему за символическую цену".

А когда началась стройка, судья без обиняков предложил продать ему весь участок семьи Сазоновых. Получив отказ, Пыленко с соседкой уже не считался. В природоохранной зоне началось строительство. Вернувшись из санатория, куда впервые в жизни съездила по льготной путевке, Валентина Михайловна с изумлением увидела, что дорогу к домику перегородил мощный фундамент.

Забор ее сломан, вместо него возводился другой, капитальный, с заходом на территорию ее участка. Попытки получить объяснения у Пыленко ни к чему не привели. И тогда она вызвала милицию, чтобы зафиксировать факт незаконного строительства. Те приехали, составили протокол, опросили рабочих, которые заявили, что "работают у судьи Пыленко", все вопросы к нему.

Объявлена в розыск как опасный преступник

Никакой реакции на это не было. Валентина Михайловна возмутилась и решила пожаловаться на самоуправство соседа властям. На что Игорь Пыленко написал заявление в прокуратуру о привлечении Валентины Сазоновой к уголовной ответственности за "ложный донос". Ибо он "никогда не являлся и не является владельцем земельного участка, не имел и не имеет рабочих, никакого строительства не ведет..." Подобные заявления от Пыленко поступили и на сына, и на дочь Валентины Михайловны.

Хотя правота заявлений Валентины Сазоновой подтверждалась и свидетелями, и краевыми и федеральными контролирующими структурами, и первичными документами, стройка продолжалась. Зато с подачи Пыленко тут же возбудили уголовные дела в отношении Валентины Сазоновой и ее сына. Вели их с пристрастием. Дело пенсионерки то закрывали, то вновь открывали. В последний раз это сделали прямо после празднования 65-летия Победы. Все эти годы пенсионерка, была объявлена в розыск как опасный преступник. Неожиданно ее попытались даже лишить статуса малолетней узницы фашистских концлагерей. Она вынуждена была искать приют у знакомых и даже прятаться в лесу, жить в палатке. Идти в местный суд она просто боялась, не веря, что он будет справедливым после всего случившегося.

Пять лет уголовного преследования и розыска не прошли для Валентины Михайловны даром. Ведь все это время она скрывалась и была лишена медицинской помощи. В итоге - почти лишилась зрения и не может обходиться без посторонней помощи.

Представитель прокуратуры всеми силами пытался убедить суд, что никаких негативных последствий Валентина Михайловна от незаконного уголовного преследования не имеет. Однако судья Сергей Есипко, определяя размер компенсации морального вреда, учел все: абсурдность предъявленного обвинения, пятилетний розыск заведомо невиновной пенсионерки, резкое ухудшение состояние ее здоровья, утрату изъятых правоохранителями подлинников землеотводных документов на участок Сазоновых. С учетом этого он определил размер компенсации в два миллиона рублей. Эту сумму, если вердикт не оспорит прокуратура, взыщут с Минфина РФ.

Коллеги тоже не выдержали

Как добавляет "РГ", после критических публикаций в прессе в его адрес судья Пыленко даже пошел на повышение. Его направили руководить Тульским областным судом. Впрочем, Игорь Пыленко "показал" себя и на новом месте. Его методы работы оказались настолько неприемлемыми, что жаловаться стали даже представители судейского сообщества региона. Их жалобу рассмотрели на заседании Высшей квалификационной коллегии судей России, после чего Пыленко добровольно сложил с себя полномочия: с сентября прошлого года его официальный статус - судья в отставке.