"За последние два года духовная жизнь монастыря претерпевает поругание, - начинают свое обращение авторы письма, которое цитирует газета. - К величайшей скорби, констатируется факт тотального переориентирования и сосредоточения деятельности монастыря на извлечении коммерческой прибыли, - сетуют жалобщики. - На территории памятника архитектуры в природоохранной зоне действует автосервис, работает коммерческая автостоянка для 150 машин, а недавно дополнительно на территории монастыря открылся новый церковно-православный шиномонтаж и ломбард! Кто получает доход, куда и на какие цели направляются денежные средства, полученные от непрозрачной предпринимательской деятельности, сотрудники монастыря пояснить не могут".
Авторы уверяют, что главный купол, который позолотили всего год назад за счет бюджета, странным образом стал облезать, что даже стало поводом для проверки. Другие купола, приобретенные на средства прихожан на замену старым, якобы лежат мертвым грузом под открытым небом на хоздворе.
И дальше в жалобе говорится про то, что братию монастыря это тоже возмущает, она ропщет, но боится высказаться открыто. Самих монахов-де тоже притесняют в случае, если кто из них не хочет "жертвовать" жилье.
Заканчивается письмо словами: "Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, со всей серьезностью отнестись к поднятой проблеме, провести проверку вопиющих фактов, принять меры, сделать соответствующий доклад Патриарху..."
Могилы в обмен на квартиры
К письму прилагаются подписи прихожан, с адресами и телефонами. Виктор Филиппов, чья подпись стояла первой, вкратце рассказал газете предысторию конфликта. Жил-был монастырь со своими уставом, со старцами, которых люди почитали и к которым приезжали за много километров. Проблем и тогда хватало, но, дескать, душевность была. А потом приехал молодой 33-летний наставник, и порядки изменились.
"Я ведь больше 16 лет уже как прихожанин, - говорит Виктор. - И я знаю в монастыре многих - и работников, и монахов (их осталось уже человек 10 всего). Всю "кухню" знаю. И их горести за свои принимаю. Руководство ведет себя вызывающе, братию обижают. Почтенные старцы уходят из монастыря... Вы же знаете из письма про историю с квартирами?"
По словам подписавшихся, наместник считает, что за погребение в стенах обители пожилые люди, населяющие монастырь, вполне могут пожертвовать жилплощадь.
"Он просто предложил квартиру отписать, - говорит один из бывших постояльцев монастыря. - Я удивленно спросил - а как же моя семья? Где она жить будет? После этого я оттуда уехал, потому что впал в немилость. Это тема очень деликатная, так что поймите правильно - подробности расскажу только патриарху, вы уж извините".
Филиал ГИБДД с продажей ретро-автомобилей
"Я перестал ходить в монастырь из-за всех этих безобразий, - говорит другой подписант, представившийся в разговоре Андреем Шпартовым. - Вы посмотрите - монастырь же превратился чуть ли не в филиал ГИБДД. Здесь можно и автостраховку оформить, машину зарегистрировать или заложить ее".
Подтверждение его словам корреспондент "МК" нашла на месте сразу же. На фоне старинных храмов - гигантские синие буквы "Шиномонтаж". Бросается в глаза автоломбард. Огромное объявление на фасаде перечисляет "срочный выкуп и продажа б/у авто, экспресс-кредит, продажа ретро-автомобилей" и еще много всяких услуг.
При этом 21 марта, в день приезда патриарха Кирилла, вывески взяли и перевернули наизнанку. "Благо, фотоаппарат сие чудо запечатлел. А уже через пару дней вывески снова появились, мне кажется, их даже стало больше", - пишет "МК".
Еще один "шиноремонтаж" располагается за монастырской стеной, но тоже на территории обители. И там такая же история: земля монастырская, а фирма частная.
Купола и сосиски
Подтвердился и рассказ прихожан про купол, отмечает газета. На его позолоту было выделено более 30 миллионов рублей из федерального и городского бюджетов. Но меньше чем за год он как-то потемнел. Сразу же предположили - или толщина покрытия золота в несколько раз меньше положенного, или сусальное золото было заменено поталью. В начале декабря 2012 года, как уверяют работники церкви, комиссия Департамента культурного наследия Москвы проверила проведение реставрационных работ по куполу. Каковы результаты, узнать так и не удалось.
Между тем прямо на земле лежат другие купола, купленные за счет прихожан, хотя их должны были давно установить. Пресс-секретарь монастыря Юлия Стихарева заметила: чего торопиться - впереди вечность.
На одном из интернет-ресурсов прихожане развернули целую дискуссию о новых порядках в Новоспасском. "Зашел в трапезную: продаются пирожки с сыром, творожные ватрушки, баварские пирожки (с сосиской, вероятно). Напоминаю: сейчас вроде бы Рождественский пост идет. Или это миссия в действии по привлечению невоцерковленных в Церковь?! Я еще бы понял, если бы давали молочные продукты рабочим, работающим на очень тяжелых работах по восстановлению монастыря, но это... У меня нет слов просто".
Еще негодуют прихожане, что летом торгуют тут квасом, который выдают за монастырский. "В действительности тут не варят квас уже очень давно, - уверяют работники. - Его теперь привозят".