Речь идет о лете 2016 года, когда Дональд Трамп в Вашингтоне отрицал неподобающие связи с Россией, а два его бизнес-партнера в это время вели переговоры по строительству "башни Трампа" в Москве. Издание ссылается на оказавшиеся в его распоряжении документы и интервью с ключевыми действующими лицами и следователями.
Во главе этих бизнес-усилий стояли личный адвокат президента Трампа Майкл Коэн и бизнесмен российского происхождения Феликс Сэтер, помогавший договариваться о сделках в интересах Трампа по всему миру.
Еще до назначения Роберта Мюллера спецпрокурором США по делу о российском вмешательстве в выборы американского президента агенты ФБР узнали, что Коэн часто связывался с иностранцами по поводу "башни Трампа" в Москве и что некоторые из этих лиц знали о вмешательстве или имели к нему отношение. "Агенты отказались назвать этих лиц", - отмечается в статье, которую цитирует издание InoPressa.
"В публичных заявлениях Коэн заявлял, что в январе 2016 года проинформировал Трампа о том, что сделка провалилась. Но новые данные показывают, что они с Сэтером продолжали над ней работать по меньшей мере до июня", - сообщает издание.
"На протяжении девятимесячных усилий Сэтер, который родился в Советском Союзе и много лет работал на американские спецслужбы и ФБР в качестве тайного информатора, говорил Коэну, что у него есть связи с высшими российскими чиновниками и бизнесменами - братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами, которые выросли вместе с Владимиром Путиным и считаются его "теневым кабинетом", российским политиком-миллиардером Андреем Молчановым, которому Сэтера представил близкий друг и который предложил построить башню на его земле, а также бывшим сотрудником российской военной разведки, которому Сэтер передал фотографии паспорта Коэна для получения визы", - пишет BuzzFeed.
В статье отмечается, что попытки построить Trump Tower в российской столице предпринимались с 1987 года и Трампом, и его детьми. Дональд Трамп-младший с 2008 года в течении полутора лет шесть раз приезжал в Россию, описывая ее как "пугающее место для бизнеса" из-за коррупции.
В 2006 году его сопровождала сестра Иванка и Сэтер, который организовал экскурсию по Кремлю. Он позвонил старому другу, российскому миллиардеру.
"Миллиардер отправил кортеж машин и охранников сопровождать их в Кремле. Когда экскурсовод указал на кабинет Путина, Иванка Трамп спросила, может ли она посидеть на его стуле за антикварным столом. Один из охранников сказал: "Вы с ума сошли?" "Я сказал: и что она сделает, украдет ручку? - рассказал Сэтер BuzzFeed. - Он нас впустил. Она села за стол, два раза закрутилась на стуле, и все".
"Когда в 2015 году Трамп объявил о выдвижении своей кандидатуры, Сэтер увидел возможность, выпадающую лишь раз в жизни: почему бы не воспользоваться президентской гонкой для деловой сделки?" - пишет издание. "Я подумал: он в новостях, его имя хорошо освещается в прессе, - сказал Сатер. - Многие русские не хотели платить премиальный взнос за лицензию, чтобы разместить имя Дональда на своем здании. Но теперь, возможно, захотят".
Сатер 9 октября написал Коэну, что планирует встретиться с Молчановым, чтобы убедить его предоставить землю для строительства башни. Он снова написал Коэну письмо 12 октября, в котором указал, что через два дня его представители встретятся с Путиным и "высокопоставленным депутатом", и у них есть финансирование - президент ВТБ Андрей Костин готов спонсировать проект.
Сэтер обратился к состоятельному московскому девелоперу Андрею Розову. "Его компания IC Expert стала фирмой-застройщиком, и стороны обменялись предложениями. В какой-то момент, когда во время переговоров письмо о намерениях передавали туда-обратно, Trump Organization изменила авансовый взнос со 100 до 900 тыс. долларов. В день третьих президентских дебатов среди республиканцев, 28 октября 2015 года, Трамп лично подписал письмо о намерениях", - сообщает BuzzFeed.
Спустя неделю Сэтер и Розов отправились отдыхать на Багамы. "Розов арендовал частный остров Литтл-Уэйл-Кей за 175 тыс. долларов, и мужчины отправились заниматься дайвингом и подводной охотой, - рассказывает BuzzFeed. - В письме Сэтер сообщил Коэну, что к ним летит еще один друг, имя которого не указывалось. Этот загадочный человек, не названный в документах и не названный Сэтером, знал двоих из самых богатых и могущественных людей России - братьев Ротенбергов".
"Все нужно обговаривать и обсуждать не с "шестерками", а с людьми, которые будут обедать с Путиным, обсудят дела и получат добро, - писал Сэтер Коэну 3 ноября. - Мне предстоят очень деликатные шаги с очень близкими Путину людьми. Мы можем с этим справиться".
13 декабря Сэтер написал, что у него есть старый друг, который пытается организовать поездку в Москву, - бывший сотрудник ГРУ. "Он был одним из самых надежных связных Сэтера на протяжении 20 лет, когда тот работал конфиденциальным информатором американских правоохранителей и спецслужб. Этот человек, имя которого не называлось, т.к., по словам сотрудников ЦРУ, его жизнь может оказаться под угрозой, в 1998 году передал Сэтеру номера спутниковых телефонов Усамы бен Ладена, а затем фотографии северокорейского чиновника, пытающегося получить ядерное оружие".
Когда Путин назвал Трампа "талантливым" и "очень ярким человеком", Коэн написал: "Теперь пора. Позвони мне". Два дня спустя Сэтер сообщил, что их приглашениями и визами занимается ВТБ и Костин встретится с Коэном в Москве. Ключевую роль в привлечении ВТБ сыграл бывший шпион ГРУ, отмечается в статье.
В канун Нового года Сэтер отправил Коэну фото письма от "Генбанка", а не ВТБ, с приглашением в Москву. Сэтер сообщил, что банк действует "через путинскую администрацию, и там ничего не делается без одобрения сверху. На встречах в Москве будут министры - в США это уровень кабинета - и ведущие люди из администрации Путина. Среди них, вероятно, будет Дмитрий Песков, пресс-секретарь Путина, чтобы обсудить цели, повестку и время встречи между Путиным и Трампом".
Коэн был вне себя: "Сначала это было приглашение правительства, потом ВТБ, а затем какого-то третьесортного банка за подписью Panamarova без должности (так в оригинале; вероятно, председатель правления АО "Генбанк" Елена Пономарева. - Прим. ред.). Это как получить приглашение от Independence Savings Bank. Позволь, я сам этим займусь. Спустя почти два месяца ожидания ты присылаешь мне какое-то несусветное письмо от третьесортного банка и думаешь, что я пойду в кабинет босса и скажу ему, что еду туда ради этого? Скажи им "нет, спасибо", и с этого момента за дело возьмусь я".
"Я почтительно прошу, чтобы кто-либо, желательно вы, связались со мной, чтобы обсудить детали, а также организацию встречи с соответствующими лицами", - написал Коэн Пескову 21 января. Песков впоследствии заявил, что не ответил.
Спустя четыре дня Коэн получил письмо от ипотечного магната и покровителя бокса Андрея Рябинского. "В продолжение наших предыдущих разговоров о развитии проекта Trump Tower Moscow мы хотели бы иметь честь пригласить вас в Москву с рабочим визитом", - писал Рябинский. "Встреча должна была заключаться в осмотре земельных участков для возможной башни, в проведении круглых столов и согласовании последующего визита самого Трампа", - уточняет BuzzFeed.
В мае Сэтер сообщил Коэну, что Песков хотел бы пригласить его как гостя на экономический форум в Санкт-Петербурге. Песков "хочет встретиться там с тобой и, возможно, представить тебя Путину или Медведеву", сказал Сэтер. 13 июня Сэтер переслал Коэну письмо от главы фонда "Росконгресс" Александра Стуглева с официальным приглашением.
"Но Коэн, по воспоминаниям Сэтера, засомневался, и поездка в Петербург не состоялась", - говорится в статье. "Он сказал, мы поедем после Кливленда, - пояснил BuzzFeed Сэтер, имея в виду съезд Республиканской партии. - Так что я решил, мы так и сделаем".
Сэтер не терял надежду до 26 июля 2016 года, когда он прочитал твит Трампа и сразу понял, что сделка провалилась. "К вашему сведению, у меня НОЛЬ инвестиций в России", - писал Трамп.
"Охренеть, подумал я. Вся эта работа впустую", - сказал Сэтер BuzzFeed. Он вспомнил, что налил себе большой стакан виски и закурил сигару, пишут журналисты.