Поводом для рассмотрения этой ситуации стало дело многодетной матери Ольги Низамовой из Барнаула. В 2016 году ей начислили 47,6 тыс. рублей налога за домик рядом с городской свалкой. Такой налог был начислен по инвентаризационной стоимости 3,1 млн рублей. Хотя кадастровая стоимость собственности Низамовой составляла почти ту же сумму (2,87 млн рублей), ставка налога отличалась в разы: 1,5% по инвентаризационной стоимости против 0,1% по кадастровой. Такие ставки и правила начисления налогов были установлены Барнаульской думой, которая воспользовалась правом отсрочки перехода на кадастровую оценку до 1 января 2020 года. Оспорить инвентаризационную стоимость граждане не могут, как и выбирать между расчетом налога по ней или по кадастровой стоимости.
В решении КС говорится, что переходный период был установлен из-за сложности процедуры государственной кадастровой оценки, но для устранения неравенства суд разрешил налогоплательщикам, оказавшимся в такой ситуации, требовать использования для расчета налога на имущество кадастровой стоимости. Для этого им необходимо заявить в ИФНС о необходимости применения иной методики и подтвердить кадастровую или рыночную стоимость недвижимости.
"Думали бороться с роскошью, а обложили налогом дом рядом со свалкой, исключив возможность заявителя даже пойти в суд", – отметил судья-докладчик КС Гадис Гаджиев.
Управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай назвал неправильной позицию КС о том, что гражданам нужно самостоятельно отстаивать свои права на перерасчет налога.
"В этой неравной схватке у рядовых граждан очень мало шансов на успех, и бремя доказывания должно быть возложено на налоговые органы", – сказал Тай, отметив, что КС возложил бремя доказывания на граждан и в недавнем постановлении, которое разрешает владельцам изымаемой недвижимости в Новой Москве добиваться в суде пересмотра ее стоимости, возмещаемой столичной мэрией.