Как передает "Коммерсант", согласно материалам дела, в июне 2002 года руководство МАРХИ заключило инвестиционный контракт с правительством Москвы на строительство жилого дома в Звонарском переулке. Согласно условиям контракта, сотрудники МАРХИ должны были спроектировать дом, а возвести его должно было ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов". Поскольку земля для его строительства была предоставлена в аренду, то архитекторам полагалось лишь восемь квартир от всей застройки, остальные квартиры должны были отойти ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" и префектуре Центрального административного округа.
Ответственным за реализацию проекта был назначен проректор по научной работе института Илья Лежава с правом подписи финансово-хозяйственных документов. Он также являлся очередником и претендовал на квартиру. Жилой дом, согласно плану, должны были построить и сдать в эксплуатацию в 2008 году. Территорию пустыря обнесли забором, ГУП провело предварительные работы по котловану, но по разным причинам официальные сроки завершения строительства неоднократно переносились префектурой. Последний срок был назначен на 2010 год.
Поскольку у МАРХИ не было денег на возведение жилого дома, Лежава, по версии следствия, принял решение привлечь соинвесторов для оплаты текущих арендных платежей. В период с октября 2004 года по август 2005 года, как было установлено, академик заключил восемь договоров долевого участия на общую сумму около 127,3 миллиона рублей. При этом проректор не поставил в известность об этих сделках ученый совет и бухгалтерию института. Кроме того, Лежава назвал соинвесторам для перевода денег на строительство расчетные счета фирм, минуя МАРХИ. На эти деньги, как было установлено в ходе предварительного расследования, было приобретено 11 квартир в Москве для педагогов-очередников института, а Лежава на выделенные деньги купил дом в Подольском районе Подмосковья.
В ходе следствия предоставленная очередникам МАРХИ недвижимость была арестована в качестве обеспечительных мер потерпевшим. Илье Лежаве и Александру Кудрявцеву были предъявлены обвинения в мошенничестве и превышении должностных полномочий. Однако они отказались признавать вину в инкриминируемых им преступлениях.
Ранее уточнялось, что это дело закрывалось два раза и после этого снова открывалось.
Кудрявцев: инвесторы не в обиде
Академик Кудрявцев заявил, что ему непонятна позиция следствия, поскольку действия Лежавы по заключению контрактов с соинвесторами были признаны законными судами Москвы. Также суды установили, что институт выполнил в полном объеме все обязательства перед соинвесторами, передав им свои доли в строящемся доме.
"В деле нет потерпевших. После ознакомления с материалами соинвесторы написали заявления, что отказываются быть потерпевшими, поскольку верят, что квартиры им предоставят. Кроме этого, они считают, что я и Лежава незаконно обвинены в махинациях, которых не совершали", - заявил Кудрявцев.