Выяснилось, что котлован под строительство многоэтажного дома в центре Владивостока вблизи проспекта 110-летия Владивостока роют на месте массового захоронения - это может быть старое кладбище, а может быть и могильник жертв сталинских репрессий, сообщает "Независимая газета".
Районная прокуратура приостановила строительство. По версии следователей, то, что администрация города, зная о том, что в земле лежат кости людей, все-таки разрешила строительство, является серьезным нарушением законодательства.
"Я считаю, что именно бездеятельность городской администрации привела к нынешнему положению вещей, - заявила следователь Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры Юлия Ульященко. - Согласно законам "О погребении и похоронном деле", а также "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", после того как были обнаружены первые захоронения, все работы должны быть немедленно остановлены. В течение года необходимо провести перезахоронения, на месте бывшего захоронения высадить зеленые насаждения, и в течение 20 лет на этой территории какая-либо деятельность запрещена. Ничего сделано не было. Звонят, докладывают - перезахоронения произведены. Через некоторое время звонят возмущенные жильцы из соседних домов, мол, опять они что-то выкопали. Приезжаем проверять - сидит охранник на ящике, играет в карты. Просим открыть ящик, а там человеческие кости".
Вполне возможно, что среди останков, что среди останков людей, захороненных в этом месте, могут быть и останки Мандельштама. Поэт умер в больничном бараке пересыльного лагеря Владивостока в 1938 году.
Естественно, что идентифицировать останки людей, найденных на месте строительства, не представляется возможным. Неясен пока и статусом захоронения. Даже государственный архив, привлекавшийся в суды в качестве свидетеля, не смог точно установить происхождение найденных останков - было ли это старое кладбище, располагавшееся здесь с 1908 по 1938 год, или массовое захоронение людей в период сталинских репрессий, когда во Владивостоке располагался пересыльный лагерь.
Сейчас все работы на стройке приостановлены, а пайщики, вложившие свои деньги в строительство дома, с нетерпением ждут окончания следствия и суда. А мнения по поводу того, можно ли строить на месте бывшего захоронения расходятся.
Например, руководитель Роспотребнадзора по Приморскому краю Дмитрий Маслов считает, что все сроки неприкосновенности участка в рамках закона уже вышли, если кладбище было закрыто в 1938 году.
Его оппоненты, в свою очередь, напоминают, что останки обнаружили только сейчас, а значит, и положенный 20-летний срок неприкосновенности вступил в силу с 2005 года.