"Впечатление от того, что происходит с Казанским собором, очень неприятное, очень тревожное - говорит архитектор, член Всемирного клуба петербуржцев Софья Дубовская, - вызывает недоумение покраска собора, который, как известно, создан из камня. А камень не красят. Камень чистят, а уж на Казанском соборе можно, наверное, только мягкой кисточкой снимать тончайший верхний слой".
Корреспондент "СП" обратилась с вопросами в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) правительства Петербурга. Пресс-служба комитета потребовала письменный запрос и через десять дней прислала ответ: "В настоящее время проводятся работы по реставрационному ремонту колоннад западного и северного фасадов собора. Ведется расчистка каменных балюстрад и укрепление отдельных участков поверхности камня специальным раствором на основе диспергированной извести с добавлением пигментов. Затем на подготовленную поверхность будет нанесена тонировка в существующий цвет камня. Срок окончания работ - октябрь 2011 года.
Реставрационные работы выполняются по заказу Министерства культуры РФ в соответствии с выданным КГИОП разрешением. Подрядная организация - ООО "Строительная культура".
Согласно действующему законодательству, совместную ответственность за выполнение работ на объекте культурного наследия несут заказчик (т.е. в данном случае – Министерство культуры) и подрядная организация. КГИОП в соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" осуществляет контроль за проведением работ.
Комитет обратился к заказчику с напоминанием о необходимости в кратчайшие сроки установить информационный щит на объекте".
За дальнейшими разъяснениями издание обратилось к заместителю директора НИИ "Спецпроектреставрация", члену Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга и Министерстве культуры РФ Михаилу Мильчику.
На вопрос, не разрушает ли известка мягкий пудожский камень собора, он заявил, что не в курсе: "Не могу ответить на этот важный вопрос - я не знаком с материалами по Казанскому собору, мы не обсуждали проект его реставрации на совете по охране культурного наследия при губернаторе, что очень печально. Вопросы реставрации такого объекта должны были должны рассматриваться на совете. Скорее всего, об этом знает Марк Иванович Коляда, который много занимается Казанским собором".
В свою очередь Коляда сообщил, что пудожский камень рабочие укрепляют специальным раствором извести: "У этого раствора и камня одна основа, они родственны друг другу. Воронихин в свое время укреплял известку молоком. Мы сейчас делаем то же самое, только по новой технологии. Закрепляем, расчищаем от грязи. Хочется сохранить фактуру камня на много лет вперед. Мы покрасили карнизы, колоннадам придадим тот же цвет. Сделаем консервацию первого ряда колонн, на все колонны денег сейчас не хватит".
Колонны действительно могут стать белыми, но, по словам Коляды, это промежуточный цвет: "Потом мы вернемся к собственной цветовой гамме собора. Четыре балюстрады уже пропитаны покрывкой. Очень трудно понять, каким был при Воронихине естественный цвет камня, из которого создана колоннада. Если взять этот камень и посмотреть на него в разрезе, у него разные оттенки. Так время сработало. Сейчас собор грязно-серого цвета. А раньше был бежеватый".
Он также сообщил, что на полную реставрацию собора потребовались бы миллиарды рублей. Сейчас же выделяется по 50 млн рублей в год – к 200-летию собора, построенному в 1801-1811 годах по проекту архитектора Андрея Воронихина.