"Приватизация квартир, выделенных по договору социального найма, в соответствии с законодательством продлена до 1 марта 2014 года", - пояснил газете представитель Управделами президента Виктор Хреков.
Немудрено, что объявления об аренде-продаже жилья пестрят предложениями элитных квартир в кремлевских домах с непременным упоминанием "солидных соседей".
"Современный евродом Управления делами президента (УДП). Огороженная территория, круглосуточная охрана. Общая площадь - 104 квадратных метра. Кухня - 20 метров, гостиная - 35, спальня - 22. Джакузи, душевая кабина.
Паркет и плитка с подогревом. Полностью обставлена стильной мебелью". Стоило такое удовольствие "всего" 175 тысяч рублей в месяц, но быстро нашло съемщиков.
Аналогичная ситуация и с продажей жилья. "Двухуровневая квартира с новым дизайнерским ремонтом в доме УДП. 1-й уровень - гостиная, кухня, столовая, санузел и постирочная. 2-й уровень - спальня со своим санузлом, 2 детские комнаты и свой санузел". 181 квадратный метр в этом жилом комплексе с фонтаном стоит почти 100 миллионов рублей.
"В настоящее время Управление делами президента завершает строительный жилищный проект по Староволынской улице", - сообщили "Собеседнику" в Управделами президента. Но и в этом жилом комплексе (он называется "Ближняя дача") квартиры уже идут с молотка.
Вписала умершую маму
Приобрести себе квадратные метры федеральные служащие могут и на стороне, но предпочитают селиться кучками, в домах, где соинвестором выступает все то же УДП - Управделами президента. С 2009 года в России действует постановление правительства N63, в котором прописан порядок получения субсидии на покупку таких квартир.
Как правило, чиновники выбивают себе по 10-30 миллионов рублей, перепродавая затем элитные квартиры в четыре раза дороже, отмечает "Собеседник". Но есть и ограничения. Субсидия выдается один раз за все время службы. Для этого надо уже поработать на государство хотя бы год. Нельзя иметь вторую собственную большую квартиру. По идее, продавать уже имеющееся жилье для получения нового тоже можно только с оговоркой.
"При ухудшении жилищных условий госслужащий может обратиться с просьбой об их улучшении не ранее чем через пять лет", - рассказал Виктор Хреков.
А на практике бухгалтер профсоюза администрации президента Татьяна Барышникова, уже имевшая две квартиры в Одинцово, получила субсидию в 25 миллионов и купила "двушку" в 94 квадратных метра в высотке на Ходынском бульваре, вписав в нее умершую за пять лет до этого мать. Эту махинацию фактически признали законной, пишет "Собеседник". В той же башне, по информации газеты, "кремлевскими" выкуплена почти треть квартир.
"По идее, все документы должны проверять жилищные комиссии в конкретных ведомствах и перепроверять в Управделами, но на практике этого часто не происходит, - пояснил "Собеседнику" бывший член одной такой жилкомиссии. - Через комиссию проходит только 10-15% квартир-субсидий. Остальные распределяются без очереди. А дать управляющему делами Владимиру Кожину такую команду о наделении жильем могут только три человека: президент, премьер и руководитель кремлевской администрации. Все делается через них. Или их людей".
100 долларов за час
Вот и возникают с номенклатурными квартирами всякие странности. Взять, например, жилой комплекс в Протопоповском переулке. Как и в прочих домах, построенных при участии Кремля, много квартир здесь тоже сдается. Отличие - солидная их часть сдается по часам. 100 долларов или евро - такса. Надо объяснять, на какую клиентуру это рассчитано? От оппозиции часто можно услышать слова о "кремлевском борделе". Похоже, эти слова имеют буквальный смысл, отмечает "Собеседник".