Для амбициозного шейха Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума - шейха Мо - с Дубаем связана вся история его династии, за время правления которой этот крошечный клочок пустыни превратился в ближневосточный Лас-Вегас. Обнаружение нефти в 1960-х позволило его отцу шейху Рашиду заложить три столпа процветания Дубая: недвижимость, туризм и международную торговлю. В январе 2006 года бразды правления перешли к шейху Мохаммеду, который не скрывает своей страсти к скорости и излишествам, пусть даже полученным ценой огромных долгов. "Я хочу быть первым не только в своем регионе, но во всем мире", - сказал он как-то в интервью американскому телеканалу CBS.
И это ему почти удается: последние десять лет Дубай развивается молниеносными темпами. Фараоновские проекты следуют один за другим, цены растут. Эта невиданная для региона модель очень быстро стала объектом вожделения и примером для подражания для других стран Персидского залива, отмечает издание, вскоре Дубай стал местом, куда съезжаются сливки международного шоу-бизнеса. Налоговый оазис привлекает соскучившихся по солнцу жителей Европы, Южной Африки и США, а для соседей Дубай становится тихой гаванью: афганцы и иракцы бегут сюда от войны, иранцы и пакистанцы переводят деньги. Кто-то просто приезжает на пару дней за покупками в крупнейший торговый центр мира Dubai Mall.
Гости Дубая, ослепленные этой роскошью, не задумываются о том, как она создается. Толпы рабочих из Бангладеш, Пакистана и Индии живут в чудовищных условиях и порой работают днем и ночью за жалкие 150 евро в месяц. Сегодня они оказались первыми жертвами экономического кризиса.
За кулисами Дубая - сутенерство, отмывание денег, отсутствие полноценной канализации. Все эти недостатки всплыли на поверхность, как только вследствие мирового кризиса лопнул пузырь недвижимости. За год цены на жилье упали на 40%. Конгломерат Dubai World сегодня не в состоянии выплачивать долги. Изначальная ошибка Дубая, по мнению банкира Жоржа Юге, состояла в неконтролируемых тратах в надежде на то, что Абу Даби поможет рассчитаться с задолженностью. Проблема в том, что Абу Даби, где правит кузен шейха Мохаммеда шейх Халифа, не устраивает роль дойной коровы, и помощь будет поступать от случая к случаю. Для шейха Мо приземление оказалось очень жестким, отмечает автор статьи.