Структура жилого фонда России выглядит сегодня так: 74% населения проживают в многоквартирных домах, 26% - в частных односемейных. До революции ситуация была зеркальной. Между тем ни европейцы, ни тем более американцы не спешат расставаться с пригородами и по сей день. В одноэтажных частных домах проживают 35% британцев, 40% австрийцев, две трети американцев. У нас попытки вновь уравновесить городское и сельское население предпринимались еще в советские времена. В 1981 и 1988 годах даже принимались соответствующие постановления Совета министров СССР об индивидуальном жилищном строительстве. Но обе инициативы с треском провалились.
Не так давно идея создания сектора индивидуального жилья вновь посетила российских чиновников и даже оказалась прописана в нацпроекте "Доступное жилье". Она показалась чиновникам и, в частности, куратору проектов вице-премьеру Дмитрию Медведеву привлекательной, в первую очередь потому, что должна обойтись государству значительно дешевле, чем возведение многоэтажек. Первыми регионами, где будет запущен проект, станут Сибирь, Ленинградская и Архангельская области, Приморье.
Однако продуктивная на первый взгляд идея оказывается не такой уж эффективной в исполнении. Да и затраты, если посчитать внимательно, оказываются колоссальными. "Первое препятствие - это настроение населения, - рассказывает "НИ" заместитель директора направления "Реформы в сфере недвижимости" Института экономики города Леонид Бандорин. - Согласно исследованиям, лишь 25% граждан, не возражающих против проживания в пригороде, готовы строить дом самостоятельно. Подавляющее же большинство - 75% - согласны поселиться в сельской местности только при условии наличия там построенного и благоустроенного дома". Условий же для быстрого строительства индивидуальных домов попросту нет: на большинстве участков не развита инженерная и коммунальная инфраструктура: нет электричества, тепла, канализации, связи, газа и водоснабжения.
Между тем государство до сих пор не может справиться с обеспечением благами цивилизации даже ныне существующих деревень и сел. Если тотальной электрификацией страна может похвастаться, то средний уровень газификации сельской России, по данным Минрегионразвития, составляет 34%. И лишь к 2015 году "Газпром" намерен полностью завершить газификацию российских регионов. Обеспеченность жилого фонда на селе центральным отоплением составляет 49%, горячим водоснабжением - 21%, канализацией - 39%. При таком состоянии села переселить туда горожанина будет проблематично.
"Понятно, что таким комплексным обустройством граждане не могут заниматься самостоятельно, - рассуждает Леонид Бандорин. - Это дело девелоперов. Однако их работа тормозится некоторыми положениями федеральной целевой программы "Жилище". Дело в том, что, с одной стороны, она предусматривает финансовую помощь для обеспечения необустроенных земельных участков инженерной инфраструктурой в виде гарантий по погашению кредитов и субсидированию процентной ставки по ним. Однако с другой стороны, чтобы получить эту помощь, девелопер не может сам брать в банке кредит для освоения территории. Заемщиком может выступать только муниципалитет, к которому должен обратиться застройщик. Таким образом, между бизнесменом и банком образуется лишнее бюрократическое звено, причем довольно ленивое и труднодоступное.
Независимый эксперт рынка недвижимости Андрей Бекетов указывает еще одну причину, о которую может разбиться "одноэтажная Россия", - это дороги, а точнее, их отсутствие. "Нельзя забывать, что жителям таунхаусов с лужайками нужно ежедневно добираться на работу в город, - рассказал он. - А с такими коммуникациями, какие есть у нас в стране, это попросту невозможно".