Телеканал Подмосковье
Снос Дома Стройбюро, возобновившийся в Королеве после восьмого пожара в здании, предписано приостановить. В среду в администрации города состоялось заседание Общественной палаты города с участием представителей общественности и областных органов власти, на котором присутствовал мэр Валерий Минаков, давший разрешение на снос здания. Министерство культуры еще раз потребовало прекратить все работы на объекте.

Для дома это заседание прошло слишком поздно - от огромного крепчайшего здания остался фактически только фасад. Однако, по мнению градозащитников, все еще можно спасти из под обломков уникальные фрески художника Василия Маслова, пишут "Новые известия".

"Возьмем тайм-аут. В доме поработают эксперты. Они сделают заключение, что можно сделать с этими фресками. И, соответственно, с жителями тоже будет как-то решаться вопрос, чтобы они остались в новом доме и при этом старый дом сохранили, - рассказала НИ руководитель пресс-службы подмосковного Министерства культуры Светлана Волхонская. - Так как сейчас здание не является объектом культурного наследия, то мы делаем все, чтобы сохранить его в рамках тех полномочий, которые у нас есть, пока мы считаем, что этот дом обладает признаками объекта культурного наследия".

Минкультуры настаивает, что вопрос сохранения Дома Стройбюро в Королеве все это время находился на его особом контроле и что "принимаются все меры, установленные действующим законодательством об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)".

"Мы выписывали штрафы, мы отправляли им (руководству Королева и застройщику) два предписания (о сохранении дома). Сегодня мы провели вот такую рабочую встречу, где все-таки работы были остановлены, - объясняет Волхонская. - Тяжелый был разговор, сложный. Но как-то все-таки договорились остановиться хотя бы сейчас, пока фрески еще есть, еще не сломаны".

Если найдется инвестор, будет спасен и дом - но это вряд ли

Шансы спасти настенную живопись сейчас велики, считают специалисты. Усилиями директора Центра авангарда Александры Селивановой и активистов ВООПИиК были найдены эксперты, которые уже сделали заключение по фрескам, и реставраторы, которые согласились бесплатно работать на объекте. А вот для самого дома прогнозы более мрачные: если и раньше, пока он был цел, власти сомневались, что удастся найти инвестора для его восстановления, то теперь, когда остался лишь фасад, охотников вкладывать в него деньги будет еще меньше.

"К сожалению, дом уже фактически не сохранен. Сейчас будет производиться экспертиза, которая даст заключение, есть ли смысл это все восстанавливать. Если будут какие-то инвестиционные предложения, то в каком размере они должны быть сделаны, - уточняет Волхонская. - Все пока непонятно. Сейчас ситуация такая сложная. Наша задача была хотя бы остановить этот погром".

На вопрос, почему судьбоносное для Дома Стройбюро совещание прошло только спустя 6 дней погрома, сотрудница Минкультуры ответила, что собрать все заинтересованные стороны было непросто - некоторые стороны уклонялись от встречи.

Дом Стройбюро, признанный местными властями аварийным в 2008 году, выжигали и крушили экскаватором шесть дней - с прошлой пятницы, когда там произошел новый пожар, вызванный, по мнению градозащитников, поджогом. При этом застройщик, по словам очевидцев, так торопился освободить обещанное ему под новую многоэтажку место, что чуть не покалечил проходившую по улице девушку - меры безопасности при сносе дома практически не соблюдались. Однако снести здание до конца он так и не смог. О кирпичные стены, местами достигающие метровой толщины, ломалась техника, но "ветхий" дом так и не упал.