Такая ситуация, в частности, сложилась в садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ) "Калининец-8" в свердловском городе Верхняя Пышма, рассказывает E1.ru. Герои заметки - семья Хинцинских, которая сегодня состоит из супругов Натальи и Дмитрия и троих детей-школьников. Хинцинские купили участок в СНТ в 2001 году. На нем был старый деревянный дом, в котором супруги решили обосноваться, так как на лучшую жилплощадь денег не было.
В 2011 году они приватизировали участок и решили построить на нем двухэтажный просторный дом для подрастающих детей, взяв на это кредиты. Через три года новый дом был готов - в нем осталось сделать внутренние работы, и можно было переезжать. В 2014 году хозяева вместе с соседями коллективно обратились за выдачей техусловий для подключения к газу. Тут-то и выяснилось, что дом находится в 100-метровой охранной зоне газопровода высокого давления и газовой станции.
"Мы к ним за газом, а они к нам с иском", - с горечью говорит Наталья. С тех пор новый дом с голыми стенами так и стоит: обустраивать его не спешат, ведь впереди реальная угроза сноса. Хинцинские вместе с другими жителями СНТ писали обращения во все возможные инстанции, включая администрацию президента Владимира Путина, но никто так и не помог.
"Путин сказал в свое время: прописывайтесь, живите. Мы так и сделали, прописаны всей семьей. И что в итоге? В документах нигде не написано, что есть какие-то ограничения. А нам говорят: "Сносите, и все", ни о какой компенсации речи не идет. А ведь это наше единственное жилье!" - продолжает Наталья.
При этом сам участок газовики не забирают, но хотят, чтобы никаких домов здесь не было. По пяти домам решения о сносе уже вынесены, по дому Хинцинских очередное судебное заседание пройдет в конце марта. Дальше, по словам супругов, будут суды с хозяевами трех десятков домов, которые оказались в 150-метровой зоне от газопровода.
"Получается, что больше 10 лет наша семья подвергалась опасности, от которой именно сейчас пытается нас уберечь газовая служба, обращаясь с иском о сносе единственного жилья... Мы когда покупали участок, эта станция уже была. Она 1972 года. А наш старый дом в 1978-м был построен. Какая это самовольная постройка? И с того времени ни о какой охранной зоне никто не слышал. Почему должны отвечать сейчас мы и наши дети? Есть все согласования с печатью "Газпрома", - говорит собеседница E1.ru.
Еще три хозяйки приговоренных к сносу домов подтверждают, что до момента обращения к газовикам в 2014 году они не знали ни об охранной зоне, ни об опасных объектах газовой службы. Никаких уведомлений или предупреждений не выдавалось. Нет вокруг и никаких предупреждающих табличек. У всех дома - не типичные садовые домики, а жилье, в которое вложено много сил и денег.
В "Газпром трансгазе" ссылаются на то, что в зоне 100 метров никаких строений по закону быть не должно, так как в случае аварии на газораспределительной станции будет взрыв, пожар, ядовитый дым и обрушение зданий поблизости.
Администрация Верхней Пышмы считает, что всему виной лазейки в законе ввиду несовершенства российского законодательства. "Когда жители получают участки для садоводства и огородничества, то там не предусмотрено строительство домов ИЖС. А они на свой страх и риск построили и живут там. Эти участки действительно попадают в эту охранную зону газопровода", - прокомментировала пресс-секретарь администрации Верхней Пышмы Елена Снеткова. По ее мнению, граждане сами виноваты, так как оформили свои строения не через администрацию, а по "дачной амнистии" в Росреестре, который зарегистрировал дома автоматически, не проверив, как обстоят дела на месте.
Добавим, что аналогичная ситуация сейчас наблюдается в Пермском крае. Здесь запланирован очередной митинг жителей частных домов, которых заставляют снести свое жилье по требованию структур "Газпрома", "Транснефти" и "Лукойла". Как сообщает "Росбалт", всего в защитных зонах магистральных трубопроводов в Прикамье оказалось около трех тысяч земельных участков с 400 домами.