Вести
На заре отечественного рынка, в начале 90-х, никакой фиксированной комиссии не существовало. Риэлторы предпочитали договариваться с клиентами в "натуральной" форме: мы продадим вашу квартиру, и вы получите столько-то. Сколько реально заплатит покупатель, и каким окажется наше вознаграждение ? не ваше дело. Об этом вспоминает журнал Metrinfo.ru.

Вечно так продолжаться, естественно, не могло. Развитие нашего рынка, растущая конкуренция, увеличивающаяся информированность населения привели к тому, что агентства уменьшали собственные аппетиты. К 2002 году на рынке прочно обосновался стандарт в 6% за сделку попроще и 8% - посложнее (например, расселение коммуналок).

Риэлторам такое, понятно, не понравилось ? и наиболее ушлые и сообразительные из них стали брать комиссию скрытую.

Самый очевидный вариант ? продать объект за сумму, большую, чем говорится об этом владельцу. Например, агентство подписывает с клиентом соглашение о том, что его квартира будет продаваться за 200 тысяч долларов, а комиссионное вознаграждение составляет 5%. Т.е. владелец получает 190 тысяч, агентство - 10 тысяч. В реальности квартира продается за 220 тысяч. В строгом соответствии с агентским договором хозяин должен был бы получить тут 209 тысяч, а агентство ? 11 тысячу.

Но сообщить хозяину о том, что недвижимость была продана дороже, "забывают": ему дают только фигурирующую в первоначальном договоре сумму, а сумма комиссии агентства составляет, таким образом, 30 тысяч долларов.

Московская недвижимость практически непрерывно дорожает. Результат - "хозяином рынка" является продавец. Покупатель же чувствует себя не очень уютно ? то, что он договорился купить сегодня, завтра может подорожать. По этой причине риэлторы, работающие со стороны продавца, не стесняются брать деньги и с покупателя тоже. К примеру, продается квартира ? как и в описанном выше случае, за 200 тысяч долларов.

Но продавец здесь въедливый, он старается вникать во все тонкости, и риэлтор знает, что все, что он получит от повышения цены ? это 5%. Тут находится сообразительный покупатель, который решает квартиру "закрепить". Иными словами, он обещает действительно купить квартиру за 200 тысяч и при этом дать риэлтору еще 10 тысяч индивидуально. Если в такой ситуации появится другой покупатель, желающий купить квартиру за 220 тысяч, риэлтор и не подумает сообщить об этом своему клиенту. Зачем? Если поступишь честно, твои комиссионные составят 11 тысяч. Промолчишь - 30 тысяч.

Единственной рекомендацией может быть просто следить за рынком, знать уровень цен и т.п. Это если и не полностью защитит от "обстригания", то, по крайней мере, ограничит ущерб некими разумными рамками.