Вести-Москва
За последние полгода в России решили снести 8500 домов, так как они были построены незаконно - то прав на землю нет, то на дачном участке предприимчивые дельцы решили башню на сотню квартир возвести. Как на дачных участках вырастают многоквартирные дома и почему за жильем в незаконных постройках до сих пор выстраиваются очереди из желающих их купить, выяснила "Комсомольская правда".

Недавно бульдозерами закончилась громкая история в подмосковных Вешках, где многоэтажку все-таки раскатали и несколько десятков семей остались на улице. Но и регионы от столицы не отстают.

Пенсионеры Владимир и Галина Радченко из Волгограда на старости лет решили переехать из "трешки" в однокомнатную квартиру, так как платить за коммуналку стало слишком накладно. Купили новое жилье, год жили не тужили, а потом выяснилось, что их дом, как и два других рядом, придется сносить. Причем за счет самих же жильцов. История классическая - участки брали под индивидуальное строительство, а соорудили многоэтажку. Съезжать им некуда.

В Екатеринбурге снос незаконных домов идет черепашьими темпами: пока властям удалось ликвидировать только так называемую китайскую общагу - бизнесмены Вэньге и Гу Фуюя отгрохали на окраине дом, который по документам проходил как частный коттедж. Но на деле китайцы устроили там общежитие для своих собратьев. Бизнес шел хорошо, учитывая, что клиентов-гастарбайтеров из Поднебесной на Урале очень много. Суд длился полтора года, но в итоге ночлежку все-таки снесли. Следующие на очереди - пять домов по улице Облепиховой, в которых уже живут люди.

В Татарстане пару месяцев назад под нож бульдозеров пошли коттеджи в элитном поселке Боровое-Матюшино. Обитают там люди зажиточные, в народе его уже давно прозвали "местной Рублевкой", чужаков сюда пускают неохотно, и вот когда в поселке начали строить два новых особняка, на это тут же обратили внимание местные жители. Разбирательства длились год.

"Дома были возведены в лесном массиве, никаких разрешений на это не было", - говорят судебные приставы.

Хотя хозяева домишек до сих пор утверждают обратное и выходят на пикеты к зданию администрации. Мол, с председателем кооператива в поселке заключили мировое соглашение, якобы претензий они не имеют, и, вообще, суд отменил решение о сносе. Вот только документов, подтверждающих эти слова, так и не нашлось. Потом были угрозы и обещания, но и они не подействовали - дома разрушили.

Как говорят эксперты, точно сказать, сколько людей может оказаться на улице из-за таких строек, просто невозможно. 8500 домов, по словам судебных приставов, в России решили сносить только за последние полгода, домишки такие строятся в среднем на 20 квартир. Путем нехитрых подсчетов получается, что в западню попали 170 тысяч семей. И даже если только половина из них успели въехать в новенькое жилище, цифра все равно получается гигантская, констатирует "Комсомолка".

В редких случаях здание можно отстоять

Впрочем, далеко не все незаконные дома решают снести. Министр правительства Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Александр Коган делится опытом - действовать тут можно двумя способами, говорит он. Если дом не только построен "не на той" земле, но и небезопасен для жильцов, тогда - под бульдозер. К некоторым домам есть серьезные претензии по части строительных норм. Например, фундамент такой, как будто и правда планировалось строить дачу, а не тяжелый кирпично-бетонный дом на двадцать квартир, - через несколько лет здание может сложиться как карточный домик.

Если же серьезных нарушений нет (это должна подтвердить строительно-техническая экспертиза), а мелкие можно устранить, тогда назначаются публичные слушания о судьбе дома. Если и соседи решат, что многоэтажке быть, то земле могут придать другой правовой статус, и здание будет спасено.