"В законе нет необходимости - модель, реализованная сейчас, успешна с точки зрения мирового опыта, а предлагаемый вариант привел США к ипотечному кризису в 2007 году и способствовал банковскому кризису 2008-2009 годах в Казахстане", - объяснил газете замминистра Алексей Моисеев.
- Держатели валютной ипотеки начали терять квартиры, оставаясь с миллионными долгами банкам
- Эксперты поведали, как правильно в кризис договориться с банком, чтобы не лишиться квартиры
При выдаче кредита стоимость залога обычно превышает размер долга, но со временем ситуация может измениться. Иногда реализация залога не позволяет погасить кредит, говорится в пояснительной записке к законопроекту, особенно остро эта проблема коснулась валютных кредитов, в некоторых случаях залог не может обеспечить даже пятую часть кредита.
Сейчас долг считается погашенным, если две попытки приставов продать квартиру не удались, а кредитор согласен забрать объект на баланс, напоминают эксперты.
Минфин не ожидает значительного падения цен на недвижимость, однако подобные решения стимулируют заемщиков на принятие избыточного риска и ущемляют интересы честных плательщиков, полагает Моисеев, приводя в пример снижение цен на элитную недвижимость возле Рублевского шоссе.
Банкиры такую логику разделяют не до конца: монетизировать "хвост" почти невозможно, но угроза его появления может отпугнуть потенциальных заемщиков. "Мы уже сейчас исходим из того, что если забрали квартиру, то, как правило, нет смысла пытаться взыскать остальной долг", - заявил газете представитель одного из банков.
Между тем число заемщиков с ипотечными хвостами растет, следует из данных коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн": только с начала года их стало на 12% больше - примерно 5600, а размер хвостов по итогам года вырастет на 23,5% до 3,2 млрд рублей.