"Коммерсант-Деньги".
Коренной москвич Сергей Богачев всю жизнь прожил в скромной "двушке" в московской хрущевке недалеко от метро "Аэропорт". "Меня всегда, в общем-то, все устраивало. Район хороший, до центра рукой подать", - рассказывает он. Квартира у Сергея муниципальная, живет он в ней по договору социального найма. В ней же прописан его отец. И оба до сих пор не знают, что будет, если так и не приватизируют свое жилье.
"Впервые вопрос о приватизации возник лет десять назад, когда наш дом попал в лужковскую программу по сносу пятиэтажек. По плану нас должны были снести в 2007 году. Но правила расселения все время менялись. Было непонятно: то ли бежать приватизировать квартиру, то ли этого делать ни в коем случае нельзя", - рассказывает Богачев, поясняя, что в случае неверного решения их могли бы переселить из "двушки" на "Аэропорте" в "однушку" и даже в другой район.
Однако сейчас очевидно, что вопрос о приватизации нужно решать срочно: если Сергей не оформит свое жилье в собственность до 1 марта 2013 года, то больше такой возможности у него не будет. На то, чтобы оформить квартиру в собственность, нужно около трех месяцев. Сейчас, чтобы приватизировать квартиру, ему надо заплатить всего 1 тысячу рублей в виде госпошлины. После 1 марта он не сможет выкупить эту квартиру, даже по рыночной стоимости, уже никогда. Как пояснили в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, правового механизма выкупа квартиры из городского или муниципального жилищного фонда просто не существует.
Мечты об Испании и суровая реальность
Впрочем, он может остаться жить в квартире по договору социального найма, не платить налог на недвижимость и ждать, когда очередной мэр Москвы разморозит программу по сносу пятиэтажек. Тогда Сергей, возможно, переедет в однокомнатную квартиру. И хорошо, если в другом районе Москвы, границы которой уже расширились почти до Калужской области. В этой гипотетической новой квартире он также будет жить по договору социального найма и, возможно, жалеть о том, что вовремя не оформил в собственность свое жилье. Потому что продать двухкомнатную квартиру в престижном районе Москвы и купить скромные апартаменты в Испании на берегу моря за 100 тысяч евро (с машино-местом и бассейном на крыше дома) он уже вряд ли когда-нибудь сможет.
Таких как Сергей в Москве немало. Многие жители хрущевок, надеясь получить от государства бесплатные квартиры в новых домах, отказывались приватизировать свое жилье. При этом, как правило, в этих квартирах прописана вся родня - чуть ли не по десять человек в однокомнатной квартире. До 1 марта 2005 года, когда вступила в силу действующая редакция Жилищного кодекса (ЖК), это имело смысл: тогда при сносе дома новые квартиры давали по социальным нормам (18 кв. м на человека).
Однако поправками в ЖК от 1 марта 2005 года эта практика была в корне пресечена. С того момента при выдаче новой квартиры власти стали учитывать все жилье, которым благополучно владели все прописанные в старой квартире. А 26 января 2011 года в столице была принята новая редакция городского закона "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве". Это сильно подпортило мнение москвичей о новом мэре Сергее Собянине: согласно новой редакции документа, в случае переезда город начал давать очередникам и тем, чьи квартиры находились в сносимых домах, жилье "метр в метр": есть 35 кв. м - получите столько же.
И именно с принятием новой редакции ЖК государство ясно дало понять: оно "сворачивает" жилищную благотворительность. Власти не собираются в очередной раз переносить срок окончания бесплатной приватизации, которая идет почти 20 лет.
Отметим, что 1 марта 2013 года заканчивается срок не только бесплатной приватизации, но и деприватизации.