На первый взгляд, этот конфликт похож на десятки подобных споров, постоянно возникающих вокруг бывших коммунальных квартир. Петербурженка Ирина Никифорова, которая сейчас большую часть года проживает в США, владеет комнатой в трехкомнатной квартире в самом сердце города - на пересечении набережной Фонтанки и Невского проспекта. В начале 2000-х годов остальные комнаты в этом помещении выкупил предприниматель Олег Уразметов, который уже владеет соседней квартирой.
После этого началась вполне банальная история: петербурженка отказывалась продать свою долю за ту цену, которую ей предложили, новый собственник начал делать ремонт, чтобы соединить свою старую квартиру с новой. Как следует из решения Куйбышевского районного суда от 12 марта 2008 года, где рассматривался этот спор, прямо в коридоре он установил металлическую дверь, чтобы отгородить свою комнату, переоборудовал инженерные сети и демонтировал радиаторы; в результате этого в квартире исчезла ванна: она была расположена в той части, которая оказалась за "железным занавесом". Суд обязал Уразметова вернуть квартиру в прежнее состояние. А тот продал свою долю москвичу Владимиру Манешину - члену квалификационной коллегии судей города Москвы.
Как утверждает Ирина Никифорова, Владимир Манешин не стал возвращать квартиру в прежнее состояние, а продолжил ее переустройство. В частности, по ее словам, строители, работавшие по его заказу, очистили стены вплоть до кирпича и сняли полы. Сейчас квартира совершенно непригодна для жизни - после взгляда на нее возникает ощущение, что помещение только что подверглось бомбардировке, отмечает "Фонтанка.ru".
Об ужасном состоянии помещения свидетельствуют и итоги проверки, проведенной весной 2011 года Жилищной инспекцией Петербурга. Как указано в отчете, в настоящее время помещение находится в состоянии капитального ремонта: "полы по всей квартире демонтированы до перекрытий, штукатурка со стен отбита до кирпичной кладки. Квартира захламлена строительным и бытовым мусором". Кроме того, там нет газа и холодной воды.
В итоге петербурженка еще раз обратилась в суд, который в октябре 2010 года обязал нового собственника большей части квартиры привести ее в соответствии с планом ГУИОН ПИБ. Как говорит Ирина Никифорова, после этого Владимир Манешин сделал только одно: убрал железную дверь и перегородку, которые отделяли его комнату и бывшую ванную от остальной части квартиры.
Интересное предложение от судьи
Правда, сам член квалификационной коллегии судей Москвы утверждает, что суд обязал сделать его только это - и больше ничего, и никаких действий, о которых говорит Ирина Никифорова, он в квартире не предпринимал. Кроме того, он говорит, что уже готов расстаться со своей долей и даже предлагал Ирине Никифоровой купить ее за 3,5-4 млн рублей, однако та, по его словам, отказалась; при этом свою комнату она предлагает приобрести за 5-6 млн. Он даже предложил корреспонденту "Фонтанки" помочь ему продать его часть квартиры, отдав 500 тысяч рублей от вырученной суммы на нужды интернет-издания.
Ирина Никифорова утверждает, что для нее цена не важна, а главное - получить достойную замену этой квартире. Кроме того, она отмечает, что готова проводить сделку только легально: ее агент якобы неоднократно предлагал доверенному лицу Владимира Манешина провести ее через банковскую ячейку и для начала оставить задаток, как того требует закон. Но после этого, по ее словам, представители москвича переговоры прекращали.
Пикантность ситуации заключается в том, что в ближайшее время спор вокруг вдрызг разбитой квартиры может выйти на международный уровень. Дело в том, что несовершеннолетняя дочка Ирины Никифоровой, также прописанная в этой квартире, является гражданкой США. Петербурженка уже была на приеме в консульстве США в Петербурге, где ей сказали, что в данном случае нарушаются сразу два права: права ребенка и право на частную собственность. В связи с этим консульство, возможно, будет ходатайствовать о направлении в адрес МИД РФ ноты, в которой бы выражались опасения в связи с нарушением прав несовершеннолетнего американского гражданина. Поможет ли дипломатия поставить точку в этом коммунальном конфликте - пока неизвестно.
Напомним, что это не первый случай обращения к американской дипломатии. Перед днем Победы стала известна печальная история ветерана ВОВ, проживающего в Петербурге, который был намерен просить президента США Барака Обаму помочь решить его жилищный вопрос.