Родом из Белоруссии, она Великую Отечественную встретила в своем городе-мечте - в Ленинграде. И вместе с ним начала борьбу за выживание. Анисья Лемешева работала на старейшей резиновой фабрике "Красный треугольник" с 37-го по 42-й годы. Затем последовала эвакуация в неизвестную и далекую Уфу. Это стало настоящим спасением.
"Голодные, холодные, одни кожа да кости. Ничего не было. Воду брали из Невы... Не дай бог никому такого", - вспоминает жительница блокадного Ленинграда Анисья Лемешева.
Обладательница знака "Житель блокадного Ленинграда" на сегодняшние трудности не сетует. Анисья Архиповна живет на 12 квадратных метрах обычной коммуналки. Как и предыдущие полвека, она и сегодня продолжает заготавливать дрова. Сама сейчас уже не справляется. Помогают соседи. На дрова идет все, что можно найти в округе, - старые оконные рамы, двери, мебель.
Все квартиры и комнаты в доме 1932 года постройки, кроме той, где проживает блокадница, отапливаются газом. Эта печка - единственная во всем доме. Алевтина Кухтерина с ветераном знакома почти 50 лет. Раньше забегала в гости, а теперь все больше помочь.
Кроме заготовки дров, в свои 94 года, проживая в центре столицы, Анисья Архиповна сегодня вынуждена думать и о горячей воде. Ее здесь не было никогда, как и ванной. Единственное место, где может помыться ветеран, - это раковина.
Сегодня Анисью Архиповну опекают социальные работники и медики. Они навещают ее несколько раз в неделю. В прошлом году в комнате пенсионерки был сделан бесплатный капитальный ремонт. В Центре социальной защиты заверили, что в конце сентября пенсионерке должны завезти дрова. А вот сменить комнату на благоустроенное жилье - с отоплением и горячей водой - блокаднице оказалось не положено по закону.
"Как блокаднице дать ей квартиру мы не можем. У нее комната 12 метров. Поэтому только ремонт сделали", - говорит директор Комплексного центра социального обслуживания населения Кировского района Уфы Такзима Габдулвалеева.
Тех, кто пережил тяготы блокады, сегодня в республике 225 человек. Одни, имеющие группу инвалидности, приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны, остальные - к ветеранам труда. Меры соцзащиты жителей блокадного Ленинграда прописаны в Федеральном законе. 94-летняя блокадница не имеет инвалидности, а значит, не может быть приравнена к ветеранам войны. Видимо, именно это обстоятельство, по словам Анисьи Лемешевой, мешает ей наконец начать жизнь в квартире с элементарными бытовыми условиями.