"В случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю... арендатор вправе не позднее 1 октября 2020 года отказаться от указанного договора аренды", - гласит документ, который вступает в силу со дня опубликования. Право досрочного расторжения договора аренды без штрафных санкций распространяется только на малый и средний бизнес из отраслей, наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса.
Убытки в виде упущенной выгоды при прекращении договора с арендатора не взимаются. Однако обеспечительный платеж, если он был предусмотрен договором и уплачен арендодателю, возврату арендатору не подлежит. При этом договоренности о снижении размера арендной платы ограничиваются сроком в один год.
Кроме того, закон предлагает обязать арендодателей государственного и муниципального имущества пролонгировать в 2020 году сроки аренды добросовестным арендодателям (до одного года) на прежних условиях или условиях, не ухудшающих положений арендаторов. Причем для продления срока аренды не нужно будет проводить торги или оценку рыночной стоимости объекта.
Также в документе говорится, что убытки в виде упущенной выгоды, убытки при прекращении договора, иные денежные суммы, как и было предусмотрено первой редакцией законопроекта, с арендатора не взимаются, но обеспечительный платеж, если он был предусмотрен договором, возврату арендатору не подлежит.
Первоначально законопроект разрешал добросовестным арендодателям в одностороннем порядке разрывать договоры с собственниками помещений, если их ежемесячные доходы упадут более чем на 50% после введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также требовать вернуть обеспечительный платеж. Арендаторы активно поддерживали законопроект, тогда как арендодатели критиковали его и угрожали коллапсом отрасли в случае принятия документа в исходном виде. В результате в законопроект ко второму чтению в Госдуме и непосредственно в ходе его обсуждения депутатами 21 мая были внесены поправки, которые смягчили законопроект для арендодателей.
"Компромиссный вариант, найденный совместно с экспертами Государственной Думы, мы считаем наиболее корректным. И мы рады тому обстоятельству, что большая часть наших предложений вошла в принятый текст", - заявили ранее в Российском совете торговых центров (РСТЦ).
Президент Ассоциации операторов фитнес индустрии России Ольга Киселева отмечала, что закон в обновленной редакции дает малым и средним предприятиям отрасли возможность вести хоть какой-то диалог с арендодателями, тогда как сейчас фитнес-клубы абсолютно бесправны. Однако поправки в законопроект, по ее мнению, существенно снизили возможности арендаторов на получение помощи. Например, в фитнес-отрасли есть много крупных сетей, вошедших в список системообразующих предприятий и имеющих в штате тысячи людей. Такие компании нуждаются в помощи государства в диалоге с владельцами помещений, но не относятся к малому или среднему бизнесу. Также Киселева говорила, что размер обеспечительного платежа, который арендодатели смогут оставить себе при разрыве договора, может достигать полугодовой суммы аренды.