В начале этого года, когда бизнесмен и основатель Mirax Group Сергей Полонский сидел в камбоджийской тюрьме, обманутые им дольщики ЖК "Кутузовская миля" написали письмо королю Камбоджи с просьбой об экстрадиции бизнесмена на родину. Затем они направили письмо главе МИДа Израиля, где попросили отказать бизнесмену в предоставлении гражданства. Следствие сообщило, что подозревает Полонского в похищении "более 5,7 миллиарда рублей у участников долевого строительства ЖК "Кутузовская миля", признав пострадавшими от его действий 110 граждан.
Сейчас судьба Сергея Полонского дольщиков волнует уже гораздо меньше: некоторые получили квартиры, а другие ждут разрешительной документации на свои корпуса. Однако и у тех, и у других есть серьезная проблема. В феврале этого года в Арбитражный суд Москвы дочерняя структура компании Potok (бывшая Mirax) - ООО "Аванта" - подала иск с требованием вернуть свыше 2,5 миллиарда рублей к другому застройщику ЖК "Кутузовская миля" - ЗАО ФЦСР, которое занимается достройкой комплекса. "В случае если "Аванта" выиграет иск, дольщики, в том числе и те, кто уже получил свои квартиры, просто лишатся их", - говорит представитель инициативной группы дольщиков Наталья Александрова.
От чиновников правительства Москвы, которых арбитражный суд привлек в качестве третьих лиц по иску "Аванты", дольщики ждут только одного - выдачи разрешительной документации. "А этого не делается", - негодует Наталья Александрова. Она говорит, что власти Москвы подписали допсоглашение к инвестконтракту о мерах социальной поддержки дольщиков "Кутузовской мили". И дольщики теперь опасаются, что в качестве помощи они получат квартиры на Люберецких полях аэрации вместо апартаментов на Кутузовском проспекте. "Для нас это будет полный провал", - говорит Наталья, вспоминая, что дольщики покупали квартиры в "Кутузовской миле" по 120-200 тысяч рублей за квадратный метр.
Внимание столичных властей к "Кутузовской миле" примечательно еще и тем, что соинвесторов этого ЖК к обманутым дольщикам, строго говоря, отнести нельзя. Глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев поясняет, что, говоря о дольщиках и незавершенном строительстве, власти оперируют двумя понятиями: "проблемный объект" и "объект долгостроя". "Проблемный объект появляется, когда застройщик отказывается от исполнения своих обязательств или становится банкротом. В отличие от проблемного объекта на объекте долгостроя инвестор присутствует и желает достроить дом, но не может это сделать по ряду причин. В связи с чем дольщики объектов долгостроя обманутыми не считаются", - говорит Константин Тимофеев.
Он приводит оценки, по которым в Москве с учетом присоединенных территорий сейчас около 5 тысяч пострадавших соинвесторов и свыше 2 тысяч обманутых дольщиков, то есть всего более 7 тысяч человек.
Так получается потому, что юридического понятия "обманутый дольщик" не существует. Поручение о разработке стандартов для определения обманутых дольщиков, чтобы зарегистрировать их в реестре, в октябре прошлого года дал Владимир Путин. В апреле постановлением правительства функции по разработке правил ведения реестров и критериев для обманутых дольщиков были возложены на Минрегион. Кроме того, ведомство получило и все полномочия по регулированию рынка долевого строительства, которые раньше были возложены на другие ведомства (ФСФР, Минфин). Ни стандартов, ни реестров пока официально нет.
Разброс от 86 тысяч до 3 миллионов человек
Тем не менее в Минрегионе могут назвать число обманутых дольщиков: согласно оценкам ведомства, на конец марта 2013 года в стране насчитывалось 86 515 дольщиков, обязательства перед которыми застройщиками не исполняются. Это без учета членов семей. По данным руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, реальное число обманутых дольщиков в стране достигает 150 тысяч человек. Согласно оценкам общероссийского объединения "Силавдвижении.рф", обманутых соинвесторов в стране может быть 3 миллиона человек. Однако до появления единого стандарта признания за соинвестором статуса обманутого дольщика все эти оценки не имеют обоснований.
Для дольщиков же принятие единых стандартов может кончиться плохо. Константин Тимофеев говорит, что, если бы единственным критерием для признания обманутым дольщиком был договор долевого участия (ДДУ), заключенный в рамках федерального закона N214, в Москве на этот статус могли бы претендовать около 200 человек. "В нашем понимании дольщиком должен быть признан тот, кто вкладывается в строительство, желая улучшить жилищные условия, заключает договор долевого участия по 214-ФЗ и регистрирует его", - говорит чиновник. Однако, по его словам, часто граждане приобретают жилье по договорам соинвестирования, вексельным и другим схемам, строят две и более квартир. "Таких граждан мы даже не будем пытаться признать обманутыми. В данном случае это обычные соинвесторы, рискующие своими деньгами", - говорит Тимофеев.
Сами дольщики, с которыми удалось поговорить "Деньгам", просто не верят, что с помощью единого реестра власти могут решить их вопрос по принципу: нет человека - нет проблемы. "В Московской области только с приходом Шойгу на пост губернатора было признано наличие проблемных объектов и тысяч обманутых дольщиков, чего Громов не делал", - говорит создатель проекта "Однодольщики.ру" Игорь Гульев. Теперь, впрочем, врио губернатора Московской области Андрей Воробьев, который пойдет на губернаторские выборы 8 сентября как кандидат от партии "Единая Россия", в предвыборной программе упоминает "социальное строительство и защиту обманутых дольщиков".
Врио мэра Москвы Сергей Собянин в своей программе этого не делает. Хотя, по словам представителя инициативной группы дольщиков 11-го микрорайона Южного Тушино Дениса Миронова, "политический кульбит" Сергея Собянина и затянул решение их проблем. В отличие от дольщиков "Кутузовской мили" тушинцы рады любым домам, пусть даже и на полях аэрации, которые им обещает Москомстройинвест.