Сто лет назад Люберцы и их окрестности были достаточно идиллической дачной местностью. Томилино, Красково, Малаховка и сегодня считаются престижными местами для жизни, хоть рядом и находятся известные своими нравами Люберцы. Однако уже в ближайшие годы ситуация может резко измениться - новое жилье активно строится в "проклятом месте", на 578 гектарах бывших Люберецких полей аэрации. Напомним, эти поля были разбиты на купленных городом землях в 1900 - 1912 годах, при организации второй очереди московской канализации. В 1960-90-х годах постепенно выводились из эксплуатации.
За много лет биологическая компонента на полях полностью разложилась, но осталось химическое загрязнение. Согласно геохимической оценке, состояние почв в районе считается критическим. В почве установлено наличие тяжелых металлов - серебро, цинк, свинец, молибден, хром, медь, никель, кадмий, а также вторичное загрязнение этими веществами атмосферного воздуха.
Самой известной из люберецко-кожуховских напастей стал мусоросжигательный завод (МСЗ). По утверждению эколога Максима Шингаркина в интервью изданию GZT.ru, он построен "на выкупленном московским правительством в Европе устаревшем оборудовании, которое как неприемлемое для Евросоюза было продано в страны третьего мира". Как рассказал журналистам эксперт, только разрешенная санитарная зона у этого завода составляет 3 км, а от горение не сортированного мусора вызывает выброс диоксинов и неповторимые органолептические ощущения.
Напомним, диоксины - сложные органические соединения, которые по наносимому здоровью населения вреду могут быть сравнимы с радиоактивным облучением. Диоксины, подавляя иммунитет и грубо вмешиваясь в процессы деления и специализации клеток, провоцируют развитие онкологических заболеваний. Вторгаются диоксины и в сложную отлаженную работу эндокринных желез. Вмешиваются в репродуктивную функцию, резко замедляя половое созревание и нередко приводя к женскому и мужскому бесплодию. Они также вызывают глубокие нарушения практически во всех обменных процессах, подавляют и ломают работу иммунной системы, приводя к состоянию так называемого "химического СПИДа".
Кроме того, по соседству находится полигон твердых бытовых отходов в Некрасовке, а говоря попросту - городская свалка, которая может поставлять вредные соединения не только в воздух (в случае пожара), но и в землю, и грунтовые воды. Для жителей городских домов, подключенных к водопроводу и не зависящих от воды из колодцев и скважин, в этом, может быть, нет ничего страшного - но сам вид мусорного террикона отталкивает. Сейчас московские власти собираются рекультивировать полигон, находящийся в считанных десятках метров от новостроек, а после использовать образовавшийся мусорный курган как природно-спортивный объект с зоной отдыха, стадионом, гаражами и, возможно, с горнолыжными трассами. Однако пока что на официально закрытый еще десять лет назад полигон продолжают вывозить мусор.
Сюда, в зону пешеходной доступности от мусоросжигательного завода, крематория для мертвых животных, полузаброшенной гигантской московской свалки - Москва планирует поселить тех, кому обязана бесплатно или с крупными скидками предоставить жилье: очередников, офицеров, молодые семьи. Мало кто пока соглашается ехать в этот "московский" район добровольно. Москвичи Юго-Восточного округа столицы боятся Люберецких полей. А жители самих Люберец - хоть это и видавший виды народ - уже начинают опасаться будущего соседства, которое грозит затянуть подмосковный город в пучину "геттоизации".
Основные претензии к новому жилому району - экологические. И похоже, город вряд ли сможет в ближайшие годы вывести с Люберецких полей все грязные, "фонящие" и дурно пахнущие производства. Но многие опасаются и социального фона: все знают о феномене расположенной неподалеку Капотни, которая из-за анклавного расположения и дымящего рядом нефтеперерабатывающего завода стала "антипрестижным" для Москвы районом. Пара сотен тысяч "депрессивных" жителей Люберецких полей вполне может свести на нет преимущества неплохо обустроенных и зеленых ныне Люберец, а также их окрестностей, от Малаховки до Жулебина.