В последние дни условия проживания постояльцев отеля "Южный" спартанские. В восемь утра из окна на шестом этаже гостиницы спускается веревка. Людмила Степанян, которая покинула гостиницу, чтобы помогать бывшим соседкам, привязывает к веревке пакет с продуктами. "В здание меня не пускают, - объясняет она - А таким способом еду можно передать или до восьми утра, или после восьми вечера. Через час тут уже будет стоять охрана, и мне не разрешат привязать пакет". Наверху - семь женщин от 60 до 86 лет. У них армянские фамилии, но, по словам Людмилы, многие из них почти не говорят по-армянски и считают, как и она, русскую культуру своей.
Эти люди не имеют другого гражданства, кроме российского. В 1990 году они бежали из Баку из-за обострения армяно-азербайджанского конфликта. В 1991 году стали гражданами России на том основании, что в момент распада СССР они проживали в Москве.
В 1991 году они получили на бирже труда удостоверения беженцев, которые до 2000 года ежегодно продлевались Миграционной службой при правительстве Москвы. Сами женщины не считают себя беженками: в 1990 году они не пересекали границу своего государства. Закон "О беженцах", принятый в 1993 году, не относит их к беженцам: они граждане РФ. В 2001 году их российское гражданство признал Гагаринский районный суд Москвы.
У этих женщин нет другого жилья, кроме гостиничных комнат. В 1990-м на основании постановлений Совета министров СССР они были заселены в муниципальную гостиницу "Южная", которая теперь является частным отелем "Южный". В 1994 году гостиница была приватизирована. В 2005-м собственник подал иск о выселении жильцов, доставшихся ему вместе с гостиницей. Гагаринский суд отказал ему в связи с тем, что люди были заселены на законных основаниях и выселить их "в никуда" по Жилищному кодексу нельзя. Новый собственник отеля - ОАО "Южный" - учел опыт предшественника и нашел куда переселить жильцов. Он купил им квартиры в городе Фурманов Ивановской области. Но люди отказались переезжать.
"Было немало случаев, когда беженцы из Баку соглашались переехать из гостиниц в квартиры в других городах, а когда приезжали, оказывалось, что квартиры или заняты другими людьми, или находятся в еще не достроенном доме, - рассказывает председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. - Так что жильцы "Южного" имеют основания не доверять компании".
27 июня судебные приставы нагрянули в отель. "Пришли 20 человек, - поделилась с "НИ" Людмила Степанян. - Трое из них были приставами, а кто остальные - мы не знаем: они не представились. Нас выволакивали из комнат, выкручивали нам руки. К 86-летней бабушке, ветерану труда, которая от Путина каждый год получает поздравительные письма, пристав обращался на "ты". Он не разрешил ей забрать вещи из комнаты. Все наши вещи, в том числе документы, складывались в мешки, а мешки они относили в две комнаты, в которых никто не жил".
Судебные приставы выгнали людей из комнат, семь женщин остались жить в коридоре. "Они знают, что если выйдут из помещения, то обратно их не пустят", - добавляет Степанян. Условия проживания тем временем становятся все сложнее. "Три дня мы жили без воды и электричества, - рассказывает "НИ" Анаида Микаэлянц. - Сейчас большую часть дня также все выключено. На этаже начался ремонт. Нам нечем дышать: стены ломают или красят".
Александр Маркин, генеральный директор ОАО "Южный", к которому "НИ" обратились за комментариями, заявил, что никаких вынужденных переселенцев в отеле нет вовсе. Спустя несколько минут разговора он озвучил другую версию: "Люди находятся в здании незаконно, потому что вступившее в силу решение суда обязывает их покинуть помещение".
"Согласно Конвенции о статусе беженцев ООН, которую Россия подписала в 1993 году, государство должно обеспечить достойные условия для проживания беженцев, - напоминает Светлана Ганнушкина. - Людей, которые живут в отеле "Южный", можно было переселить в другие области в начале 90-х. Но они прожили в Москве уже 21 год, она стала их второй родиной, и сейчас им будет очень тяжело переезжать куда-то еще. Власти должны дать им квартиры, но не по закону "О беженцах", а в связи с тем, что люди, на законных основаниях прожившие в Москве два десятка лет, являются москвичами. Как москвичи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, они должны были быть поставлены в очередь на жилье".