Moscow-Live.ru / Ольга Шуклина
Госдума 6 марта приняла в третьем и окончательном чтении законопроект, который запрещает использовать жилые помещения как хостелы и гостиницы. Во втором чтении законопроект, представляющий собой поправки в Жилищный кодекс, был одобрен накануне.

Принятые депутатами поправки запрещают использовать жилые помещения в качестве гостиницы или другого средства временного размещения, а также предоставлять в них гостиничные услуги. Для ведения подобной деятельности необходимо перевести жилое помещение в нежилое, а также оснастить его необходимым оборудованием. Речь идет о звукоизоляции номеров, средствах противопожарной безопасности, охранной сигнализации, сейфах для принятия на хранение денег и ценностей, и средствах для уборки и санитарной очистки номеров.

Как отмечается в сообщении на сайте Госдумы, действующее законодательство разрешает перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение только в случаях, если она расположена на первом этаже дома или если расположенные под ней помещения не являются жилыми. Кроме того, у такого помещения должен быть отдельный вход.

По словам первого заместителя председателя Комитета Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Пахомова, главным аргументом для принятия закона стал "гигантский поток жалоб на то, что в соседних квартирах располагаются, по сути, гостиницы".

"Большинство хостелов в жилых помещениях не платят налоги, не регистрируются, и проконтролировать эту ситуацию практически невозможно, потому что войти в жилое помещение нельзя, это конституционная норма, и нарушать ее нельзя", – заявила глава комитета Галина Хованская.

Запрет хостелов в жилых домах может нанести серьезный удар по отрасли

Опрошенные рядом СМИ эксперты сходятся во мнении, что полный запрет хостелов в жилых домах нанесет тяжелый удар по отрасли и в целом по экономике малого гостиничного бизнеса.

"Владельцы хостелов, которые не на первых этажах, рискуют теперь остаться не только без бизнеса, но и без доходов", – сообщила "Коммерсанту" адвокат и член правления "Лиги хостелов" Наталья Петровская. В качестве примера Петровская привела Санкт-Петербург, где большинство хостелов открыто в бывших коммуналках, жильцы которых были расселены в отдельные квартиры. Перевести такие квартиры в разряд нежилых нельзя, а использовать бывшую коммуналку под сдачу жилья в аренду малореально, поскольку для таких квартир трудно будет найти съемщика.

"Значит, легальный бизнес из этой сферы уйдет, а его место сразу займет бизнес нелегальный", – отметила Петровская, добавив, что запрет коснется не только многоквартирных домов, "но и собственников домов во всех курортных зонах страны, которые используют свое жилье в сезон как средство размещения отдыхающих". Это связано с тем, что одобренная редакция поправок запрещает создание хостелов в любых жилых помещениях.

На эту же проблему указала и председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталия Пархоменко. По ее мнению, под словом "хостел" в закон проталкивается ущемление всего гостиничного бизнеса. Официально в законодательстве не прописано даже определение такой категории объектов размещения, а значит, "под одну гребенку поставили и апартаменты, и виллы, и меблированные комнаты, и малые отели", считает она.

"Все видят только вершину айсберга, внимательно законопроект никто не читает. К сожалению, проблема намного глубже. Это удар по всему малому бизнесу, который призывал поддерживать президент Владимир Путин. Вместо того, чтобы продумать, как грамотно ликвидировать ночлежки для нелегалов и бордели, всех свели в одну категорию. Это неправильно и неграмотно. Почему я, работая легально, платя налоги, вынуждена попадать под аналогичный запрет?" — задалась вопросом Пархоменко в беседе с журналистами телеканала "360".

Наконец, председатель правления некоммерческого партнерства "Лига хостелов" Евгений Насонов сообщил BFM, что теперь вне закона оказались и объекты, сдающиеся через популярный сервис краткосрочной аренды Airbnb. Только в Москве через него сдается 10 тыс. объектов.

"Этот закон невозможно исполнить. Его можно, наверное, принять, но исполнить его невозможно", – подытожил Насонов.