Как известно, в конце марта социологи "Левада-центра" зафиксировали, что за границу (за пределы бывшего СССР) на постоянное жительство не хотят уезжать аж 83% россиян. Это максимальный показатель за всю историю наблюдений - с октября 1990 года.
Клиентов у предпринимателей, консультирующих потенциальных эмигрантов, действительно стало меньше. "Пик спроса был осенью, а сейчас все пошло на спад, - говорит Сергей Кузнецов (живет в Париже и вместе с женой Екатериной Кадиевой консультирует желающих уехать, привлекает клиентов с помощью страницы в Facebook "Чемодан. Вокзал. Куда?"). - Но, с чем это связано, мне непонятно".
По словам директора "Левады-центра" Льва Гудкова, желание остаться в России - это первая реакция на вхождение в кризис. Люди предпочитают осмотреться в новых условиях и только потом решать, эмигрировать им или нет.
Еще одна бытующая версия звучит так: все, кто хотел уехать из России, уже уехали как раз в последние четыре года. Но, как полагают "Деньги", это невозможно чисто статистически: думающих об эмиграции россиян по-прежнему 13-16%, собирающих документы - не более 1%, а реальный выезд, судя по имеющимся данным, и того меньше.
На самом деле готовых к эмиграции в России - кот наплакал, а "внезапными патриотами" стали "диванные эмигранты", чьи рублевые активы обесценились после девальвации, выдвигает свою версию журнал. Раньше за свою однушку в Марьино они могли купить виллу в Таиланде с собственным бассейном, а теперь - только двушку площадью 36 кв. м на 34-м этаже здания в Паттайе.
Издание отмечает, что если ранее некоторые россияне, задумывающиеся об эмиграции, внутренне оправдывали свою деловую пассивность возможностью в любой момент уехать, то теперь ситуация для у них усложнилась. И это в определенном аспекте хорошая новость для российской экономики, резюмируют "Деньги": по крайней мере, некоторые из россиян теперь попробуют увеличить на родине свою экономическую активность и норму сбережений. Пусть и с тем, чтобы скопить наконец на вожделенный домик у моря.