Как отмечает "Независимая газета", власти очень рассчитывают на скорый строительный бум в России. Минрегион на прошлой неделе озвучил прогноз, согласно которому в 2013 году в стране будет введено в строй минимум 65 миллионов кв. метров жилья, а максимум - 68 миллионов кв. метров. При этом глава ведомства Игорь Слюняев в очередной раз подтвердил, что в России к 2020 году начнут строить по одному квадратному метру на каждого россиянина в год, то есть ежегодно чуть более 140 миллионов кв. метров. "Если рыночная ситуация будет благоприятной, то это вполне достижимая задача", - отметил он.
- Дети-бумеранги: молодые американцы и европейцы экономят на жилье, предпочитая жить у родителей
Представители Госстроя сообщают, что для достижения поставленной цели они "наращивают как законодательную базу, так и все методы стимулирования". Основная ставка будет делаться на строительство жилья экономкласса. По словам замглавы Госстроя Андрея Шишкина, с 2015 по 2020 год в различных субъектах РФ планируется построить около 50 миллионов кв. метров доступного жилья. Половина построенного, по его словам, будет предлагаться отдельным категориям граждан по льготной цене, например, молодым семьям с небольшими доходами.
Перспектива решения жилищной проблемы традиционно является своеобразной приманкой для населения. Еще Михаил Горбачев обещал обеспечить к 2000 году каждую семью отдельной квартирой. В "нулевые" президент Владимир Путин ожидал, что к 2010-му в России начнут строить по 80 миллионов кв. метров в год. Хотя на самом деле этого не произошло. Более того, в Послании президента Федеральному собранию от 2007 года Путин сказал, что даже 80 миллионов кв. метров не удовлетворят потребности общества: "То, что считалось достижением при советской власти, уже не будет соответствовать потребностям даже в среднесрочной перспективе". Строить надо как минимум по 100-130 миллионов кв. метров в год. "А по-хорошему - не меньше одного квадратного метра жилья в год в расчете на каждого гражданина России", - уточнил он. Озвученный Путиным ориентир лег в основу Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. И уже тогда эксперты сомневались в его достижимости.
Сегодня поводов для сомнения все больше. Макроэкономическая ситуация в России неблагоприятна: стагнация продолжается, инвестиционная активность отрицательная - об этом говорят в Минэкономразвития. Замглавы МЭР Андрей Клепач указывает на июньский провал по строительству: по данным Росстата, спад составил 7,9% к июню прошлого года. Пока что настоящее достижение последних лет - введение в строй примерно по полквадратных метра жилья на россиянина в год.
До 2020 года остается не так много времени. Получится ли в оставшиеся семь лет удвоить объемы строительства? Ожидать в ближайшие годы роста более чем на 5% не приходится, уверен аналитик рынка Александр Пыпин. К 2020 году ввод жилья может составить в лучшем случае 100 миллионов кв. метров. "И это оптимистичный сценарий. Он предусматривает бурное развитие отрасли строительных материалов, применение новых технологий строительства с высоким уровнем автоматизации, расширение системы недорогого кредитования застройщиков или покупателей жилья в новостройках", - поясняет Пыпин.
Американцы и европейцы экономят на жилье, предпочитая жить у родителей
Экономические трудности, с которыми никак не могут справиться на Западе, меняют социальные привычки: в США и Европе резко выросло число молодых людей, возвращающихся под крыло родителей, рассказывает "Огонек".
Тревогу забили в США: по данным журнала Fortune, который ссылается на специалистов по недвижимости, за последние несколько лет там не досчитались более 2 миллионов домохозяйств. При этом доля молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, выросла с 27,6% в 2007 году до 31% в нынешнем. Виноват, как водится, экономический кризис и безработица - пройдут годы, предупреждают эксперты, прежде чем молодые смогут заработать на собственное жилье. Впрочем, даже те, кто сумел удержаться на работе, затягивают пояса: среди молодежи, у которой есть постоянный заработок, доля живущих под родительским крылом увеличилась с 22,8 до 24,6%.
Ученые из исследовательской организации Pew Research Center подтверждают тенденцию: число "молодых взрослых" (25-34 года), живущих в так называемых многопоколенных домохозяйствах, в США выросло с 11% в 1980-м до 21,6 процента в 2010-м - это полувековой рекорд. При этом они вовсе не сели на шею "предкам", большинство участвовало в домашних расходах наравне со старшими. Для Америки все это - маленькая социальная революция, так что даже специалисты разводят руками: мол, времена меняются. Опрошенные американцы то и дело вспоминают про друзей и знакомых, которые недавно переехали к родителям. Неслучайно появился и новый термин, уже прочно закрепившийся в словарях, - "дети-бумеранги".
Однако парадокс в том, что "поколение бумеранга" - вовсе не американское явление. То же самое происходит в Европе: с родителями живут 67 процентов испанцев от 18 до 29 лет, а возраст тех, кто готов зажить самостоятельной жизнью, растет, причины - экономические. В Италии этот показатель - 60,7 процента. СМИ уточняют: для итальянцев это вообще-то характерно, но и безработицу не надо сбрасывать со счетов. Похожие данные по Великобритании, Ирландии или, например, Польше, и везде эксперты указывают на финансовые проблемы.
Социолог Кэтрин Ньюмен из Университета Джонса Хопкинса в США, изучавшая феномен "детей-бумерангов" по всему миру для своей книги, пояснила "Огоньку", что мировой финансово-экономический кризис просто резче выявил существовавшую тенденцию. По ее мнению, экономические трудности, особенно чудовищные условия на рынке труда для "молодых взрослых", - основная причина появления таких семей, где повзрослевшие дети вновь живут под одной крышей с родителями.
Основная, но не единственная. Также, по мнению эксперта, причины в дорогостоящем высшем образовании и высоких ценах на недвижимость (вкупе со слабым рынком аренды в некоторых странах). А вот об изменениях в мировоззрении Кэтрин говорит осторожно: было время, когда такие семьи считались чем-то странным, симптомом своего рода дисфункции (именно так их до сих пор воспринимают в Японии). Однако сейчас они встречаются все чаще и вполне могут считаться нормой, пусть и на грани осуждения.