В конце августа представители регионального управления по госохране объектов культурного наследия провели осмотр театра и обнаружили, что в партере зрительного зала демонтированы все кресла и складированы в фойе четвертого этажа, а в вестибюле фойе второго этажа проводятся работы по расшивке и шпатлевке трещин на стенах. 27 августа управление выдало предписание о приостановке всех внутренних работ в фойе и зрительном зале театра, так как на них нужно было заранее получить разрешение ведомства, чего администрация театра не сделала.
При этом загадкой остается, кто этими работами занимается. Формально управление выдало разрешение петербургской компании ООО "Меандр", которая сейчас занимается ремонтом фасада здания. Однако накануне сама компания "Меандр" заявила РБК, что не причастна к внутренним работам, - и руководитель управления Александр Кошелев подтвердил изданию, что демонтаж кресел в зале произвела неустановленная чиновниками компания.
Министр и "стулья"
"НГС-Новости" напоминает, что на прошлой неделе во время совещания в Омске министр культуры РФ Владимир Мединский упомянул, что выделяет около 200 млн рублей на завершение реконструкции театра, в том числе на "замену стульев". "Там, кажется, надо крышу, фасады привести в порядок. Плюс Владимир Кехман (директор театра. - Прим.ред.) на средства спонсоров меняет обстановку в зрительном зале - меняет стулья, ремонтирует буфет и туалеты", - заявил Мединский.
Между тем "стулья" эти уникальные. Как уточнила главный архитектор проекта из Сибирского института "Сибспецпроектреставрация" Нина Савельева, НГАТОиБ едва ли не единственный театр в стране, где сохранились оригинальные чертежи кресел. В 2005 году их изготовление доверили петербургской фирме. Экс-директор оперного театра Борис Мездрич добавляет: заменить кресла нельзя и из соображений акустики. В 2005-м зрительские ряды немного развернули, а в сиденьях заменили набивку из конского волоса на современный материал - сделать это разрешили только после проведенных акустических замеров.
Савельева также рассказала, что до декабря рабочим предстоит вернуть оперному "шубу", которая была на нем 60 лет назад, а после исчезла под слоями краски и штукатурки. "Там 5 видов керамзитовой штукатурки - очень современной по тем временам. Наша задача - воспроизвести состав этой штукатурки в точности как было. Сейчас идет подготовка поверхности и согласование образцов штукатурки", - рассказала специалист.
Бесконечный ремонт на необъятную сумму
Официально комментировать ход ремонтных работ в театре отказались. Однако в распоряжении "НГС-Новости" оказались фотографии, сделанные на прошлой неделе внутри здания: на них видно, что в фойе второго этажа действительно поставили леса и начали красить стены, а из зала убрали все кресла и успели покрыть солидный участок паркета лаком.
Как неофициально пояснил корреспонденту издания один из работников театра, ремонт зала делать действительно не собирались - его капитально реконструировали 10 лет назад. "Просто обновить (лакировку паркета), ничего больше", - заверил источник в театре. Борис Мездрич с этим согласен. "Надо успокоиться, там все в порядке в этом театре, не надо думать, что он бесхозный остался", - говорит он.
Тем временем ремонт за счет бюджета в театре еще даже не начинался: у конкурса на наружный ремонт здания за 179 млн руб., опубликованного на сайте госзакупок 18 августа, еще нет победителя. А новый директор театра уже собирается освоить на порядок более крупную сумму: как сообщило накануне издание "Тайга.инфо" со ссылкой на документы Минкульта, театр хочет еще 2,2 млрд рублей в 2016-2018 годах на ремонт и новое оборудование.
"НГС-Новости" напоминает, что в апреле Владимир Кехман, сменивший Мездрича на посту директора после скандала с "Тайнгейзером", объявил прессе, что нашел 150 млн рублей у спонсоров, на которые планирует отреставрировать фойе, реконструировать буфет и столовую для артистов, а также устроить ремонт репетиционных классов, гримерок и зрительного зала. Имена спонсоров он так и не назвал, указывает издание.