Телеканал Культура
Последние десять лет исторические здания в Москве либо сносились, либо обновлялись современными материалами так, что угадать в них прежние уютные особнячки практически невозможно. Сейчас исторические здания часто ломают, освобождая место для коммерческой застройки. О том, что по этому поводу думает недавно назначенный новый главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, узнал портал BFM.ru.

"Все раздражение, больная опухоль этого наследия базируются на простой вещи - новые здания, которые строятся вместо старых, очень плохого качества, а старые были лучше, - считает Сергей Кузнецов, с которым журналисты побеседовали в Венеции, где проходит XIII архитектурная бьеннале. - Поэтому люди так и бесятся от этого. Тема сохранения исторического наследия "взвинчена" в Москве, очень многие на ней и пиар делают, хотя кто-то действительно озабочен проблемой".

Он убежден, что новый дом лучше старого, хотя бы потому, что он новый, он больше, красивее, выполняет возложенную на него функцию. "Если вдруг оказалось, что новый стал уродливей, чем старый, все начали об этом волноваться. Давайте запустим ситуацию в обратную сторону", - предлагает Сергей Кузнецов.

В беседе с BFM.ru он заявил: "С наследием работать нужно. Я как главный архитектор считаю, что комитет по архитектуре должен создать почву для роста качества нового проектирования. И если правильно создать условия создать для хорошего качества этих проектов, то весь этот перегрев на теме с наследием уйдет сам по себе".

Ранее Кузнецов заявлял, что намерен сделать исторические здания инвестиционно-привлекательными. По его мнению, старые дома тоже должны жить рядом с новыми, "они не должны быть законсервированными экспонатами".

Отметим, что, по данным общественного движения "Архнадзор", при предыдущем мэре Юрии Лужкове было снесено около 700 исторических зданий, включая памятники архитектуры. При Сергее Собянине город потерял около 15 заметных исторических объектов. В частности, были снесены стадион "Динамо", исторический дом Мельгунова на Старом Арбате, Московская соборная мечеть, отметила координатор "Архназдора" Наталья Самовер.

Напомним, дом Мельгунова снесли в августе, освобождая место под строительство пятиэтажного многофункционального центра с подземным паркингом глубиной не менее 15 метров.

"Когда экскаваторами рушили дом Мельгунова и пошли трещины по дому Окуджавы, на дом Мельникова это, вроде бы, не оказало воздействия. Там есть старые трещины и прогибы грунта, а новых пока не наблюдалось. Но вот Мельгунова доломали и вывезли остатки, и тут Мельников треснул", - пишет Наталья Самовер в блоге движения.

Жилой дом-студия Константина Мельникова, всемирно известного архитектора-новатора XX века, был построен в 1927 - 1929 годах. Как и другие творения Мельникова, признан памятником архитектуры и охраняется государством. Дом представляет из себя фигуру из двух пересекающихся, вертикально поставленных цилиндров разной высоты, но одного диаметра. Передняя часть первого цилиндра срезана стеклянным витражом и выходит на Кривоарбатский переулок. Противоположная часть цилиндра прорезана 38-ю ромбовидными окнами, которые освещаются на закате.

"Свежую трещину внутри дома Мельникова, на межкомнатной перегородке, я видела своими глазами, - продолжает координатор "Архнадзора". - И Окуджава продолжает разрушаться, появляются новые трещины в тех квартирах, которые пострадали сразу же, и даже в следующем подъезде, более отдаленном от места сноса. Это очень плохо. Это уже не экскаватор виноват. Разрушительные процессы начались в грунтах. И это еще пока не начинали землю копать".

Также в год 200-летия Отечественной войны 1812-го Москва может потерять легендарный особняк Орлова-Денисова на Большой Лубянке, описанный в "Войне и мире".