Пройти по берегу нельзя не только вдоль так называемого "дворца Путина" в Прасковеевке, но уже и во многих других участках побережья, сообщает телеканал "Дождь", организовавший собственное расследование.
Например, под Джубгой в поселке Бжид проезд к морю отгораживает шлагбаум на дороге, которая ведет к санаторию Управделами президента, дальше - забор этого же санатория. Местные жители сейчас проходят к пляжу через дыру в заборе. Другого пути нет, так как с другой стороны еще один шлагбаум, который принадлежит санаторию агрокомплекса "Василковский". Вход на его территорию возможен только по спецпропускам, на КПП дежурят сотрудники ЧОП.
Вокруг санатория огромный металлический забор с колючей проволокой. Забор разрезал лес пополам, хотя это территория лесного фонда, на которой нельзя строить. Внутри забора находится участок в 999 кв. метров.
Согласно выписке из единого госреестра прав на недвижимое имущество, этот участок принадлежит губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву. Губернатор, согласно его прошлогодней декларации о доходах, заработал чуть более 1 млн 600 тысяч рублей. Участок в "10 соток" указан в его декларации.
Далее путь к морю преграждает выстроенный прямо на пляже бетонный забор с шестью мотками колючей проволоки. Местные экологи настаивают, что это незаконно: по Лесному кодексу запрещено любое огораживание подобных участков лесного фонда - он должен быть открыт для посещения всех желающих. Равно как и, согласно Водному кодексу, должен быть обеспечен 20-метровый проход по морю.
Следующий интересный пункт - курортный поселок Дивноморское в 13 км от Геленджика. Между Геленджиком и поселком - 500 га реликтового можжевелового и соснового леса. По лесу проходит 7 км знаменитой пешей лечебной Джанхотской тропы. Она ведет от Дивноморска до поселка Джанхот. Точнее вела. Сейчас там, где она начинается, стоит забор с вывеской "Ходить запрещено - обрыв". Поэтому гуляющим опять же приходится лезть через забор.
Но дальше пройти все равно нельзя, так как дорога упирается в очередной забор, но уже более основательный - бетонный. На заборе вывеска "Отель". По некоторым данным, он принадлежит Виталию Семенову - главе транспортной компании "Очаково". Забор спускается к морю, а там - отдельный закрытый пирс для катеров. Хотя недавно здесь можно было пройти напрямую. Забор приходится снова обходить поверху. Однако там поджидает еще один забор, за которым расположен церковно-административный центр РПЦ. Таким образом, чтобы выйти на лечебную Джанхотскую дорогу, приходится идти по шоссе мимо машин.
По данным экологов, дорогу собираются перевести из лесного фонда, где не может быть строительства, в категории "земли поселений". По словам координатора общественного движения "Открытый берег" Сергея Менжирицкого, сейчас эта земля активно сдается в аренду, чтобы потом все оградить и застроить. Это делается разными методами. Местные жители рассказывают, что здесь периодически устраиваются искусственные поджоги.
Мэр Геленджика Виктор Хрестин на прямой вопрос о том, на каком основании и кто перегораживает доступ к морю заявил: "Пожалуйста, заходите, никто не ограничивает... Доступ к морю открыт на всех 102 км территории муниципального образования".
При этом, по его словам, это неверно, что "тропинка, по которой ходили нудисты и другая категория людей - это основная дорога к морю. Мы что, должны тротуары по ней стелить?". Мэр также добавил, что его администрация борется с поджиганием леса, который "сжигают туристы", уничтожая ценные деревья.
Между тем в Дивиноморске под виноградники и завод владельца "Абрау-Дюрсо" Бориса Титова, также огороженные длинным непроходимым забором с табличками "Вход по спецпропускам, фото и видеосъемка запрещены", часть такого ценного леса, по словам жителей и отдыхающих, была вырублена в прошлом году.